Что ожидает судоводителей согласно новых правил пользования маломерными судами.
Начнем с того, что мало кто сейчас следит за изменениями в законодательстве, а тем временем « гайки» подтягивают (я бы даже сказал: - затягивают рычагом), со всех сторон. Так что, друзья- водомоторники, в преддверии нового спиннингового сезона к прочтению рекомендуется!
Недавно пришлось посетить ГИМС, для замены удостоверения на право управления МС и гидроциклом, где сотрудники регистрационного отдела настоятельно рекомендовали ознакомиться с Приказом МЧС от 6 июля 2020 г. N 487 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а так же заглянуть в КоАП РФ и заценить суммы новых штрафов за нарушение данных правил.
Вкратце, пока подготавливались документы, кое-что мне разъяснили, но давайте проанализируем некоторые ключевые моменты вместе, начиная с самого простого, так необходимого нам во время летнего отдыха и рыбалки.
Пункт 11 Приказа№ 487 гласит: При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:
а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);
б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;
в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;
г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
Вот этот интересный абзац «Б» лишил многих спиннингистов-водомоторников возможности передвигаться в жару от одной точке лова к другой без жилета. Раньше можно было плавать, если жилет находился в легкодоступном месте, то есть, лежал рядом. Теперь, господа судоводители, имеющие ПВХ-шки до 4 метров включительно, вы рискуете получить штраф по Статье 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
Здесь же следует отметить, что если у вас на борту ребенок без сопровождения взрослого, пусть даже он будет в трех жилетах, вас ждет штраф по этой же статье, а если жилета вовсе не хватает по числу пассажиров, то – штрафстоянка.
Так же стало очень дорого передвигаться на моторном судне не прошедшем технического осмотра, либо незарегистрированном, а так же неукомплектованном по количеству спасжилетов на борту.
Сначала предлагаю прочесть статью, а затем вместе порассуждаем и дадим несколько комментариев к ней, чтобы было понятен полный набор «пряников» для нарушителей -
Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
3. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из смысла статьи следует, что за не пройденное вовремя ТО максимально можно расстаться с десятью тысячами (с учетом того, что инспектора ГИБДД предлог «ОТ» в статьях никогда не видят, можно предположить, что в данном разрезе будет тоже самое), но это еще не ВСЁ.
Все три части статьи 11.8 ведут к дальнейшим действиям со стороны инспекторов, а именно к отстранению от управления маломерным судном до устранения причин. Что сие значит? По смыслу получается так: значит это ровно то, что если причины правонарушения устранить на месте не получается, то судно паркуют на штрафстоянку и там начинает тикать свой счетчик.
Разберем небольшой пример.
Допустим, судно было не зарегистрировано в установленном порядке, каков полный пакет «услуг» ждать от инспектора?
1. Протокол на 15-20 тысяч рублей
2. Отстранение от управления
3. Штрафстоянка до устранения причины
Согласно регламента и порядка регистрации маломерных судов, срок государственной регистрации судна с момента подачи заявления и всех правоустанавливающих документов на судно, составляет три рабочих дня. При этом одного заявления с пакетом доков не достаточно, необходимо предоставить судно на первичный осмотр! Судно необходимо чтобы инспектор ГИМС сверил номера агрегатов, лодки, сделал все необходимые технические расчёты, указал район плавания, после чего внес все данные в судовой билет и зарегистрировал ваш боливар в реестре маломерных судов.
Что мы имеем? Да ничего не имеем! Судно со штрафстоянки можно забрать только после устранения причин задержания, а устранить причину задержания мы не можем, так как не можем предоставить судно в ГИМС для первичного осмотра и регистрации. Вот такая занятная вилка, друзья.
Договариваться с инспектором, чтобы он осмотрел судно на штрафстоянке – пустая затея, так как по новому положению инспектор не вправе выезжать на осмотры, как это было ранее (когда техосмотр был ежегодным).
Еще один момент, касающийся ч.3 ст.11.8 – неисправности. Что относится к неисправностям, с которыми эксплуатация судна запрещена? Приказ тот же, смотрим:
14. Запрещается эксплуатация маломерных судов при наличии одной из следующих неисправностей:
а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;
б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;
в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 45 технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"
г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;
д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);
е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;
ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора), превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;
з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;
и) несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";
к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;
л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.
Нашли волшебный пункт «К»? Что в нем интересного? А то, что если у вас на борту трое, при этом жилета всего два, это не нарушение безопасности пассажира и штраф будет не 500 рублей по статье 11.10, а по части 3 ст. 11.8 со всеми вытекающими (штрафстоянка и все такое).
Конечно, устранить данную неисправность куда проще, чем зарегистрировать «припаркованное» судно, но кроме основного штрафа, вам придется оплачивать «услуги» стоянки (раньше в нашем регионе было 500 рублей в сутки, теперь не знаю как) и возможно услуги доставки судна до стоянки.
На основе разобранного случая, вы сами сможете проанализировать ключевые моменты статей КоАП РФ, регулирующих порядок воздействия на судоводителей. Движение без документов – штрафстоянка, передача управления – штрафстоянка, пьянка – штрафстоянка. Собственно, большая часть административных мер изложена в статьях с 11.7 по 11.11 КоАП РФ с которыми можно и нужно ознакомиться на официальных правовых порталах, например, https://www.consultant.ru/.
Нарушать или не нарушать - решает каждый сам, я не проповедник и нимба над головой у меня нет! Статья написана в информационных целях и не является полностью юридическим пособием. Выводы сделаны на основе собственного представления, а как это будет работать на самом деле, знают только инспектора ГИМС. Единственное напоминание тем, кто считает, что на судоводителя в нерегистровой лодке, обязанности не распространяются, - не обольщайтесь, мы все в одной лодке ;) !
Берегите себя и своих близких. Вода ошибок не прощает.
Комментарии 23
Слышал они еще жилеты по максимальному весу проверить могут.
Штрафы просто конские! О чем думают те, кто принимает такие законы? Главное за пьянку штраф или лишение управления, а документы дома забыл, попал на штрафстоянку. Интересное кино получается. По жилетам я тоже не понял, получается только на ходу надо в жилетах быть на ПВХ, а когда встал на точку, то можно снять? Или как тут быть? Ответа не нашел в правилах. Кто может разъяснить спорные моменты? В ГИМС звонить или писать официальный запрос?
Тем, кто проходит ТО во время и соблюдает правила безопасности, вообще не за что переживать. Пусть напрягутся те, кто бухает за рулем как скотина, залетает на место купания отдыхающих и ведет себя как полная сволочь в отношении других лодок, рысача на своих катерах, рисуясь перед телками.
Порядок на воде давно надо наводить, а если охреневшее от безнаказанности быдло не понимает ничего кроме штрафов, я за штрафы!
Кто-то, не взирая на маломощность мотора и отсутствие удостоверения потому что не надо, сам изучает правила плавания, а кто-то имея удостоверение о правилах и уважении не слышал... Так везде сейчас! И как к этому относиться нормальному человеку с совдеповской закалкой или "плохим воспитанием"? Вариантов же по-сути не много.