Смазки для рыболовных катушек. Чем смазывать шестерни и подшипники катушек, и как правильно это делать.
Не знаю почему, но некоторые считают, что в механизм рыболовной катушки можно натолкать все что угодно, по принципу "лишь бы было", после чего катушка будет работать долго, легко и хорошо. Как заходит вопрос о видах и типах смазок, так чего только не услышишь или не прочитаешь. Собрал некоторые "советы": - "я литолом смазываю и полет нормальный", - "я беру автомобильный шрус, наталкиваю в корпус как можно больше", - "я солидолом всю жизнь пользуюсь", - "я просто машинным маслом, а в его отсутствие подсолнечное лью в корпус, у меня на катушке специальное отверстие есть для смазки". В общем, взрыв мозга какой-то. Рыбаки сами портят свои вещи, ухудшают работу механизма, и, по какой-то не понятной причине, считают это нормой.
На что же влияет правильное применение смазок? Почему следует применять качественные, подходящие для катушек смазки? Давайте наглядно рассмотрим процесс разборки и обслуживания внутреннего механизма, входе которого постараемся понять для чего и почему все необходимо делать как положено.
Начнем с того, что волнует многих - разборка. Верней разбирают все, а собирают немногие. :) Вот на это и обратим внимание в ходе вскрытия новой "мясорубки", которую надо было недавно обслужить.
1.Снимаем ручку, откручивая винт с обратной от кноба стороны.
2.Снимаем шпулю, откручивая зажимную гайку, и видим вот такую картину -
3.Со штока убираем подшипник (на некоторых катушках их может быть два, а на некоторых ни одного), регулировочные шайбы и шестерню.
4.Откручиваем гайку крепления ротора (бывает, что гайка застопорена саморезом, значит сначала необходимо выкрутить его. Второй момент, - резьба может оказаться левой, поэтому будьте внимательны).
*ВАЖНО!!! Обратите внимание на фото ниже! Каждая деталь укладывается слева-направо так, как снималась. Ничего не переворачивается, ничего не меняется...сняли шестеренку двумя пальцами и положили, начнете собирать, поднимете шестеренку и той же стороной поставите!
5.После снятия ротора, видим, что под ним имеется еще один винт, который скрыт от глаз, и часто из-за него рыбаки ломают крышку корпуса, не понимая почему-же она не снимается :) *Винты могут оказаться вовсе не винтами, а саморезами, причем разной длинны, поэтому начинаем откручивать их со скрытого по часовой стрелке, и так же последовательно выкладываем, продолжая "дорожку" запчастей.
6.Аккуратно поддеваем крышку корпуса, снимаем ее. Подшипник главной шестерни (ГШ) может остаться в посадочном отверстии крышки, а может остаться на оси шестерни. Это не принципиально, но необходимо помнить, что если подшипник остался в посадочном отверстии, то регулировочная шайба тоже могла к нему прилипнуть, надо ее снять, чтобы не забыть. Она очень тонкая и имеет свойства теряться, потом оказываться внутри корпуса и разжевываться шестернями :) .
7.Вскрыли, убрали шайбу (их может быть несколько), вынули подшипник, вынули ГШ, и видим вот такую бяку, под названием "чем больше, тем лучше фиг пойми чего" :)
Если катушка не новая, картина будет другой! Обычно там черная жижа, или вообще полузасохшая черная субстанция с выработкой от шестерен. Все это необходимо вычистить с помощью зубной щетки и промыть либо кирасином, либо уайт-спиритом, либо растворителем. В моем случае нужно было просто убрать излишки смазки с ГШ и протереть корпус, так же очистить (промыть) подшипники от густой смазки и применить другую.
Вот, собственно, дошли до смазок.
Чтобы улучшить или сохранить легкость вращения и плавность работы механизма, лучше применять разные типы смазок для подшипников и шестерен, кроме этого смазки должны иметь антикорозийные, водоотталкивающие функции и не менять своих свойств при смене температур: не густеть при понижении, не растекаться при повышении. *Надеюсь, теперь понятно почему не подходят никакие литолы, шрусы, машинные масла, ну, а про подсолнечное масло... вообще говорить не приходиться.
Шестерни главной пары и червяка подлежат смазке на основе: лития, молибдена или кремния, для подшипников я использую менее вязкую на основе минерального масла, парафинов и углеводородов.
Для наглядности фото. Для подшипников -
Для шестерен -
Ничего страшного не будет, если вы будете использовать смазку на основе лития или молибдена для всех узлов. Главное, чтобы вы поняли, что применение специальной смазки, это не прихоть и не маркетинговый ход! Свойства отталкивать и не впитывать воду, надолго защитят подшипники от коррозии, соответственно, такая смазка не сойдет с узлов и будет надежно выполнять свои функции в течении всего рыболовного сезона.
Применение мной для подшипников более жидкой смазки обусловлено тем, что она ввиде спрея, и при нанесении проникает даже внутрь подшипников закрытого типа. Там, при контакте с металлом, происходит реакция и в течении 10 минут спрей немного густеет, превращаясь в обычную смазку. Очень хорошо зарекомендовала себя эта новая технология, но для ГШ, по моему мнению, она жидковата. Еще одна причина, по которой оправдано применение более жидкой смазки для подшипников, это легкость вращения оных. Меньше вязкость - легче крутятся подшипники - легче крутиться ручка и в целом работает механизм.
Вернемся к катушке и ее смазке.
Хорошо встрыхнув баллончик с nanо protech (или похожей) нужно пшикнуть на каждый подшипник оси ГШ,
на подшипник вала червяка...
...и ролик лескоукладывателя.
Дать пройти реакции вытеснения и загустения (примерно 10 минут). В это время пока можно смазать все зубья шестерни ГШ и червяка, после чего удалить лишнюю смазку с подшипников и...
... все собрать в обратной последовательности.
*Внимание. При смазке подшипника ролика ЛУ, не переверните сам ролик! На некоторых моделях он легко меняется местами, потому что бортика под подшипник нет. После установки ролика на свое место, можно немного покрутить его с помощью пластиковой карты или картонки. Кстати, так же можно проверять ролик во время эксплуатации катушки, не закис ли он.
Еще несколько моментов.
Излишняя смазка, так же как ее недостача, ведет к неправильной работе механизма и уменьшает легкость вращения узлов. Рокот при вращении, посторонние шумы, затыки, тяжесть вращения, малое количество оборотов после резкого витка и отпускания ручки - говорят о том, что катушке катастрофически не хватает смазки или последняя от старости пришла в негодность. Такие симптомы как: тяжесть вращения, малое количество оборотов после резкого витка и отпускания ручки, некорректная работа мгновенного стопора обратного хода (ручка прокручивается назад) - говорят о том, что было напихано много или напихано совсем не то.
И последнее... Помните, в начале упоминалось, что в корпусах некоторых катушек есть технологическое отверстие для смазки? Дак, это отверстие не для заливки туда масла, какое-бы оно не было, а для шприцевания смазкой или пшикания специальными спрей-смазками.
Ухаживайте за вашим рыболовным инструментом правильно, тогда он прослужит долго.
PS. Совсем забыл. - Где-что брать-то??? - спросите вы. ;)
Литиевые и молибденовые смазки можно купить не только в рыболовных магазинах, но и на авторынках. Они применяются для смазывания ступичных подшипников. Не вымываются, а так же не теряют своих свойств при больших нагрузках (т.е. не растекаются при сильном вращении и высоких температурах). Кремневая смазка (та, что на фото) больше подходит для притирки шестерен новых катушек, но если другого ничего не нашли, то применение ее для обслуживания б/у механизмов - не будет ошибкой. Смазка-спрей "Нано Протек" (nanо protech) была куплена в Леруа Мерлен, скорей всего есть и в других магазинах.
НХНЧ.
Комментарии 27
Можно попробовать попшикать "антиржавчиной" и оставить, можно сварить его в авто-масле, но не тот, не другой способ не вернет былую подвижность в полном объеме. Лучше всего снять размеры и купить на сайте тат.подшипник новый элемент. Подозреваю, что катю ты намочил и бросил, подшипник и закис.
Намотка... ну вот подмотал товарищ плетни 0.13 и скинул фото. Конечно, немного маловато намотал (не по фэн-шую), но сама намотка, для такой кати, можно сказать - отличная. Никаких шайб под шпулю он точно не подкладывал.
Мое мнение: - после покупки - смазка под замену и работать будет нормально.
Радик, та ссылка уже не работает, но я нашел и заказал здесь. Тоже прозапас пусть будет! ))
Я лично обслуживал катушки по этой статье. Ход стал лучше, а спрей-смазка реально становиться немного гуще через несколько минут. Кстати, на ней написано, что она подходит для рыболовных снастей. Продается в Леруа.
Для главной пары подойдет любая смазка, которая применяется для подшипников, работающих при высоких температурах, к примеру ступичных. Я взял у друга в гараже литиевую (голубого цвета). А минеральные смазки или нет какая разница? Об этом и речи не шло.
Вообще, посыл про обслуживание катушек. Именно про обслуживание! Ни про износ механизмов, ни про присадки и прочую канитель, а про обслуживание. Сезонное, первое ТО.
Смазки, которые я использую подходят для этих целей не хуже брендовых, которые в тридцать три раза дороже. Всё остальное, по поводу.. кто, где "плавает"... в отзывах людей, которые приносят мне катушки на обслуживание и остаются довольными качеством. Вы, как знаток присадок, можете использовать те смазки, которые посчитаете нужным или спрашивать у производителя СВОЕЙ катушки его мнение. Как обслуживать и почему нужно применять разные вязкости смазок для рыболовных катушек, об этом, - в статье.