Я мастер!

Разборка, обслуживание и ремонт безынерционных катушек на примере Daiwa Regal 2500 XIA

12440
4
4

К великому сожалению покупка новой безынерционной катушки это еще не все. Не получается так: понравилась, купил, поехал на рыбалку и лови.

В последнее время качество сборки катушек, наличие и правильность смазки рабочих механизмов оставляют желать лучшего. Также на многих безынерционках уже с завода есть какие-то непонятные люфты, шумы, а иногда даже попадается металлическая стружка внутри корпуса. Если раньше слабый контроль за качеством был присущ катушкам бюджетных серий, то в настоящее время даже у топовых моделей полно недочетов, поэтому при покупке нужной вам модели настоятельно рекомендую просить продавца выставить на прилавок несколько одинаковых катушек, покрутить каждую и выбрать из представленных лучшую.

Во время тестов необходимо пристально осмотреть каждую модель на наличие посторонних шумов, легкость прокручивания ручки, так же проверить наличие люфта главной пары, люфта ротора относительно штока, нет ли проскальзывания ручки в обратном направлении (работу мгновенного стопора обратного хода). Обратить внимание на то, что шпулю не колбасит из стороны в сторону и она стоит неподвижно относительно все то же штока.

На катушках, оснащенных складывающейся ручкой, необходимо проверить люфт кнопки. Все эти моменты тестируются- прокручиванием, покачиванием элементов катушки относительно осей крепления и подергивания по осям туда-сюда, не обращая внимание на недовольный взгляд продавца-консультанта.

При таком дотошном осмотре нескольких катушек, в 90 % -тах случаев находится одна самая "правильная". У которой, и ход плавнее, и шумов меньше, и с люфтами все в порядке. Но и это не гарантия того, что внутри достаточно смазки или не найдется какого-то косячка, который в скором будущем способен испортить впечатление от покупки. Поэтому, перед первым использованием безынерционной катушки на водоеме лучше произвести вскрытие и убедиться в том, что катушка не нуждается в смазке, что внутри нет посторонних предметов, и т.д. В общем нужно обслужить катушку.

Рассмотрим разборку и обслуживание катушки на примере бюджетной модели Daiwa Regal 2500 XIA, попутно устраним небольшие, но очень неприятные люфты, которые способны за сезон "убить" зубья шестерни и червяка главной пары. Кстати, не лишним будет отметить, что абсолютно такой же внутренний механизм у Daiwa Procaster 2500 X, да и многие другие "народные" катушки разбираются похожим образом. Главное сохранять последовательность.

При тесте катушки Daiwa Regal 2500 XIA были выявлен люфт ручки и люфт ротора относительно штока.

Разбираем.

Откручиваем гайку фрикциона и кладем её слева от себя, снимаем шпулю и кладем ее рядом, а дальше каждую снятую деталь кладем рядом с предыдущей слева на право: резиновое колечко, подшипники, шайбочки и т.д. Последовательность действий очень поможет при сборке катушки, потому-что не нужно будет гадать откуда все это здесь взялось.

После освобождения штока, откручиваем стопорный винт и гайку крепления челнока (ротора)

Под ротором видим два шурупа, которые держат шайбу крепления блока подшипников обгонной муфты. Маленькой крестовой отверткой откручиваем эти шурупы и вынимает сначала блок, потом муфту. Внимание!!! Подшипники внутри блока не должны быть обильно смазаны, также сухой должна быть сама муфта, иначе стопор обратного хода будет не мгновенным (ручка будет проскальзывать назад). Муфта может скользить по смазке и не стопориться в блоке.

В принципе, если катушка новая и никаких люфтов на челноке не обнаружено, то дальше можно не разбирать, но в моем случае необходимо проверить подшипник червячной передачи, поэтому продолжаем.

Под обгонкой снова шайба на двух шурупах, которая держит подшипник червяка в посадочном отверстии. Откручиваем шурупы, шайбу вынимаем. Проверяем что с подшипником.

Выкручиваем три винта и располовиниваем корпус катушки. Внимание! Между главной шестерней и подшипником корпуса есть очень тоненькая медная шайба, которая имеет свойство чудесным образом прилепляться к подшипнику, слетая с оси шестерни. Если сразу её увидели, то страшного ни чего нет, вы знаете откуда она и зачем. Хуже если она пропала при сборке или вообще сместилась по внутренней части корпуса, а потом осталась незамеченной. Смех-смехом, но приходилось видеть и такое, что человек не обратил внимание на такой пустячок, шайба осталась под корпусом, в последствии отлипла и попала в мясорубку шестерен главной пары.

Итак, шайбу не потеряли, корпус располовинили, теперь смотрим что внутри. Густая чистая смазка должна присутствовать только на зубьях шестерен главной пары и шестерне штока. Никаких отдельно валяющихся шайбочек, стружки от внутренней обработки катушки быть не должно. Подшипники все смазаны, но не обильно и более жидкой смазкой.

Тут наверно многим можно успокоится, собрать все в обратной последовательности и наслаждаться покупкой.

Но, во-первых, я не доверяю заводской смазке, а во-вторых с трудом верю в то, что смазка там есть в достаточном (правильном, что тоже немаловажно) количестве. Если есть, удаляю и смазываю заново, если нет- детали протираю от того гумуса, что туда понапихали и все равно делаю по своему. Так надежней.

Чтоб вынуть все испачканные не поймешь чем детали, необходимо расцепить зубья шестерен главной пары, и сначала вынуть из корпуса червяк, а затем главную. Для того чтоб это сделать, удаляем стопорную шайбу, которая держит ось шестерни в подшипнике корпуса.Поддеваем ее шилом и аккуратно вынимаем из паза оси.

Немного надавливаем на ось со стороны убранной шайбы, вынимаем червяк, затем главную шестерню, шток... и видим вот это -

Теперь надо каждую детальку помыть в керосине или в какой -то другой, пригодной для этих целей жидкости.

Берем смазку, рекомендованную для рыболовных катушек, я использовал густую литиевую-

и жидкую силиконовую-

Как уже говорилось набивать полный корпус смазкой смысла никакого нет, да и лишняя со временем попадет на обгонную муфту, а чем это чревато вам уже известно.

Наносим необходимое количество литиевой на зубья главной шестерни и

на червяк, а подшипники и другие трущиеся поверхности прыскаем жидкой силиконовой смазкой, предварительно хорошо встряхнув баллончик. Оставляем все и идем курить минут на десять. За это время силиконовая смазка преобразуется в конечную субстанцию, излишки её мы удаляем и приступаем к сборке катушки.

Ах, да люфт на роторе!!!

Как выяснилось, люфтит подшипник в посадочном отверстии. На какие-то микроны подшипник оказался меньше чем нужно, а этого вполне достаточно чтоб впоследствии разбить направляющее гнездо червяка, которое находиться рядом с главной шестерней, да и зубья катушки не плотно прилегают, что ведет к их быстрому износу и характерному рокоту при вращении ручки.

Что делать с подшипником, который болтается в корпусе катушки вопрос интересный...

Можно попытаться найти или где-то заказать хороший подшипник, так как наш люфт скорей всего из-за того, что он китайскОй (как тот пуховик в песне Г. Харламова), но цена выйдет приблизительно в половину стоимости всей катухи и вопрос целесообразности таки действий имеет большое значение.

А можно пойти вот таким путем-

Взять ФУМ-ленту, хорошо и равномерно растянуть кусочек, чтоб сама лента стала тоньше. Обмотать ею подшипник и вдавить его в посадочное гнездо с помощью подходящей по диаметру трубки. Отмечу, что дело это хлопотное. Не всегда с первого раза получается все правильно сделать.... а то и с третьего не получается, но от этого зависит долговечность использования катушки в целом, поэтому надо постараться.

Может есть какой-то другой способ о котором я не додумался, но я не додумался... поэтому воспользовался тем который знаю.

Второй люфт, который был на самой ручке появляется по двум причинам, первая из которых - люфт одного или обоих подшипников в посадочных отверстиях корпуса, вторая - неплотное прижатие главной пары между подшипниками корпуса.

В первом случае поступать нужно точно также как показано выше, а прижатие шестерни можно добиться постановкой дополнительной шайбы на ось со стороны крышки корпуса. Единственное, придется поэкспериментировать с толщиной шайбы, так как пережимать шестерню нельзя. Нужно добиться того чтоб ручка крутилась свободно и легко, но люфта не было.

Как и из чего можно сделать дополнительную шайбу, если в комплекте с катушкой не шла запасная можно подсмотреть http://lovimvmeste.ru/post/53526522749d8d53a6c4e55...

здесь.

На этом пока все.

12440
4
4

Комментарии  3

5a01a0fad28c144f28c8c642.jpg
А если посадочное отверстие расцарапать острым шилом то появятся заусенцы, которые будут плотно удерживать подшипник?
Это, да. Но, для катушек впресовка не нужна, это не ступица автомобиля, тут нет таких крутящих моментов. Достаточно сделать так, чтоб подшипник входил в посадочное отверстие под усилием и не болтался в нем.
Кстати, вот, например, у Риоби Эксии в кнобе стоит втулка, подшипники под шпулей Дайвы Регал подходят по размеру ... Ход мыслей понятен?
А если посадочное отверстие расцарапать острым шилом то появятся заусенцы, которые будут плотно удерживать подшипник?
Не, подшипники встанут, но встанут-то криво. Заусенцы же ты прям точно не сможешь нацарапать. Вообще, лучше всего заказать новые подшипники и "тузика не мучать", скорей всего дело в том, что подшипники откровенный не калиброванный китай, поэтому и болтается все. Фум лента - это все таки временное решение проблемы.