Регистрация лодки в органах ГИМС МЧС России - проблемы и вопросы.
ДРУГИ, ВНИМАНИЕ! СТАТЬЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОВОГО РЕГЛАМЕНТА, ПОЭТОМУ В ЧАСТИ СНЯТИЯ ЛОДКИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА, ОНА УЖЕ НЕ АКТУАЛЬНА!
ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ И ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ СНЯТИЯ С УЧЕТА, ВЫ МОЖЕТЕ ТУТ - Что интересного в новых правилах регистрации маломерных судов?
Всем привет.
Сегодня постараемся разобрать самую распространенную проблему, возникающую при регистрации моторной лодки Б/У в органах ГИМС МЧС России. Но, чтобы вопрос был раскрыт всесторонне, сначала необходимо проанализировать действия покупателя и продавца маломерного судна, которые приводят к одному и тому-же итогу - отказ в регистрации.
Рассмотрим ситуацию, которая происходит в регистрационном отделе ГИМС практически каждый день: - Здравствуйте, я хочу зарегистрировать Б/У лодку! - Вот договор купли-продажи, - вот акт приема-передачи, - вот гос.пошлина за выдачу судового билета, - вот за регистрационные действия, - вот заявление, - а вот судовой билет старого владельца. Примите документы!
И вроде-бы всё есть, все документы в порядке - считает заявитель. А инспектор регистрационного отдела ему отвечает: - Я не могу принять у вас данные документы, или приму, но будет вынесен мотивированный отказ в регистрации! Покупатель в недоумении, а инспектор продолжает: - Так как старый собственник не исключил м/с из реестра (не снял с учета), лодка всё еще его и зарегистрировать судно на себя Вы не можете. - Сначала продавцу, на основании заключенного между вами договора купли-продажи, необходимо исключить судно из реестра маломерных судов. Получить судовой билет со штампом "исключено из реестра", свидетельство об исключении м/с из реестра маломерных судов, передать их вам...
... и только после этого вы подаете заявление, к которому прилагаете: 1. Договор купли-продажи; 2. Акт приема-передачи; 3. Судовой билет с отметкой "исключено из реестра"; 4. Свидетельство об исключении, 5. Копию паспорта (главная страница и прописка), 6. Гос. пошлину за выдачу судового, 7. Гос. пошлину за регистрацию судна.
Далее, - продолжает инспектор,- после того, как ваше заявление зарегистрировано, у вас будет три рабочих дня для предоставления судна на первичный осмотр. Внимание! На первичный осмотр и на просроченное ТО моторное судно в органы ГИМС предоставляется на прицепе, а не своим ходом. Первичный осмотр включает в себя проверку данных, указанных заявителем, сверку номеров лодки и двигателя. - Так же, после осмотра, инспектор по маломерным судам производит необходимые расчеты и присваивает судну категорию сложности и район плавания.
Если заявитель не предоставляет судно на первичный осмотр в течении 3-х рабочих дней, то гос.услуга по регистрации судна приостанавливается на 30 календарных дней с момента подачи заявления, после чего выносится отказ в регистрации. В противном случае, через три рабочих дня после осмотри судна, заявителю выдается новый судовой билет с новым номером судна, который необходимо нанести на борту, согласно регламента.
Итак, надеюсь, что ситуация и общая процедура понятна. Но почему же нельзя добросовестному покупателю, имеющему на руках договор к/п со всеми документами на судно, просто переоформить его на себя (по аналогии с авто)? Вот тут-то собака и порылась!!!! :))) Дело в том, что маломерные суда - это недвижимое имущество! Да-да, друзья, вы всё правильно прочли, и я не сошел с ума. Ст. 130 ГК РФ: "К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество". Ну, а из этого следует, что пока судно не исключено из реестра собственником, оно принадлежит ему и покупатель не может его снять с регистрации даже имея на руках договор к/п, так как он не собственник.
В общем, если и проводить аналогию с чем-то, то регистрацию маломерного судна можно сравнить с регистрацией квартиры.
Как быть в том случае, если продавец не может или не хочет сам приехать в ГИМС для исключения лодки из реестра, а покупатель уже отдал деньги и считает себя полноправным собственником?
Тут нормальных варианта два: 1. Расторжение договора, 2. Оформление нотариальной доверенности между покупателем и продавцом, где продавец (собственник) делегирует права на любые действия покупателя в органах ГИМС МЧС Росии, связанных с продаваемым моторным судном. Есть третий вариант, но он долгий и нудный. Покупателю придется подать заявление о регистрации судна - получить отказ - с отказом обратиться в суд и... после того, как суд вынесет решение (а оно должно быть в пользу покупателя), необходимо вновь подать документы на регистрацию, опираясь на решение суда. Внимание! Отказ в регистрации ведет к тому, что гос. пошлина сгорает, так как по регламенту государственная услуга считается оказанной: при регистрации или вынесении мотивированного отказа в регистрации.
Исходя из вышеизложенного, делаем выводы, что перед покупкой моторного судна Б/У, надо убедиться в том, что продавец исключил его из реестра маломерных судов. Кстати, продавцу тоже не очень-то хорошо передавать не исключенную из реестра лодку со всеми документами покупателю, так как покупатель может уехать с ней в "тьму тараканью" и даже не думать о постановке на учет, при этом продавец будет продолжать платить налоги. Так-что продажа/покупка, не исключенного из реестра судна, не есть хорошо для обоих.
Пожалуй, на этом можно считать ситуацию разобранной.
В заключении, несколько напутствий от инспектора ГИМС:
- Проверяйте все цифры и буквы номеров лодки и мотора, обращайте внимание на шильдик, не переставлялся ли он! Если шильдик переставлен или имеется расхождение хоть в одну букву или цифру в номерах судового билета и номерах лодки с мотором, то в регистрации будет отказано.
- Проверяйте, соответствует ли конструкция лодки её модели, указанной в судовом билете! Бывает так, что в судовом указано моторное судно "Казанка", а по факту покупатель приобрел "Казанку М". При снятии с регистрации судно на осмотр не предоставляется. Прошлый собственник внес конструктивные изменения (поставил були на "Казанку" и она стала "Казанкой модернизированной"), но не зарегистрировал изменения в органах ГИМС, соответственно, по судовому билету осталась "Казанка", а по факту уже нет. В этом случае будет вынесен отказ в регистрации.
- Проверяйте новый судовой билет! Вы прошли процедуры: - подали заявление на регистрацию; - предоставили лодку на первичный осмотр; - осмотр был проведен, - моторное судно соответствует вашему заявлению; - вам назначили время, когда будет готов новый судовой билет; - вы пришли за ним и... прежде чем уйти, проверьте все записи: ФИО; место жительства; модель лодки; год постройки; номера; буквенные обозначения мотора и лодки. Если в судовом билете прошлого собственника стояла отметка о действующем ТО, то эта отметка должна быть перенесена в новый (в ваш) судовой. Сейчас ТО действует 5 лет, отметка о дне прохождения ставиться на обратной стороне судового билета.
И последнее: - Сразу-же после получения судового билета нанесите бортовой номер. В любом ГИМСе (на информационном стенде) есть памятка от том, как должны выглядеть буквы и цифры рег. номера, и где они должны располагаться. Отсутствие номеров или их несоответствие - штраф 5 т.р.
На самом деле, ничего сложного при покупке и регистрации Б/У лодок нет. Главное быть внимательным и аккуратным. Надеюсь, данный материал вам в этом поможет.
НХНЧ.
Комментарии 17
Вот это новость! Двигается но недвижимое, на земле не стоит, но недвижимость. Нонсенс!
Радик, спасибо за статью, очень полезная.
Если судовой утерян, то надо восстановить судовой (Заявление на дубликат и госпошлина 200р + копия паспорта), как получаете дубликат, сразу же подаете на исключение.
Налоговый кодекс в части налогов на имущество в 2020 году претерпел изменения, поэтому вам налоги стали приходить.
С марта месяца лодки не снимают с учета, новый владелец просто регистрирует судно на себя и все. Даже номера не меняются, какие были у старого хозяина, такие останутся.
Давно новая вышла, ее просто добавить надобно к этой, чтобы народ не путался. Что интересного в новых правилах регистрации маломерных судов?