Апрель. Болонка. Идиллия!!!
Как тут усидеть дома! Очень теплая, солнечная погода, воздух, прогретый до двенадцати градусов и «законный» выходной – все факторы сплелись воедино и просто манили меня к реке. Решение о поездке родилось спонтанно – «А поеду-ка съезжу с утра, чего на диване лежать!». Несмотря на огромное желание «помокать» кормушки фидеров в холодную речную воду, от данной затеи решил отказаться – все-таки рыбу сейчас лучше искать, а не «высиживать», чай не лето. Именно по этой причине арсенал моих снастей моментально «облегчился» - вместо многокилограммовой фидерной амуниции со мной поехал легенький рюкзачок, пара-тройка коробочек с наживкой и шестиметровая «болонка» - ее вполне достаточно, чтобы комфортно себя чувствовать на весенней реке. Никакой тебе прикормки, дипов и аттрактантов – все просто и удобно. А в качестве наживок решил использовать традиционное для ранней весны речное «трио» - мотыля, консервированную кукурузу и с огромным трудом добытого ручейника.
…Яркое весеннее солнце еще только поднималось над горизонтом, одаривая своим теплом истосковавшуюся по нему землю, а я уже мчал на свидание с весенней рекой. Оставив позади спящий город и поглощая километры трассы, машина быстро и уверенно добралась до заветного моста через реку. Еще пара-тройка сотен метров лесной дороги – и я на месте!
Полугодовое расставание не прошло незаметно: словно девушка перед свиданием, река прихорошилась и приготовила для меня пару-тройку приятных сюрпризов – перспективных «болонских» прогонов с глубиной 1-1.2 метра, граничащих с прошлогодней водной растительностью. В довесок к ним, течение намыло пару-тройку «ельцовых» песчаных кос, начинающихся от моего берега и уходящих вдаль, к середине реки. Обнадеживал и уровень – несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, мелководность, водички в реке поболей на каких-то 50-60 сантиметров, чем летом. Доказательством этому служил огромный валун, вальяжно разлегшийся практически посередине песчаной отмели – летом он виднелся более, чем на половину, сейчас же из воды торчала лишь его макушка.
Постояв какое-то время на берегу, слушая щебетание прилетевших с юга птиц и жадно вдыхая свежий весенний воздух, принял решение приступать непосредственно к тому, для чего я и приехал сюда – к ловле. По старой доброй традиции принял решение идти вверх по течению, облавливая перспективные приямки, косы и прогоны. И начать решил прямо от машины- именно здесь, внизу, находился весьма перспективный прогон.
Две пробные проводки показали, что глубина в месте ловли «пляшет» от 1.4 до 1.8 метра, плавно увеличиваясь к концу прогона. Дно – песчаное, с редкими «валяющимися» палочками и ветками, а также кустиками травы. Чем ближе к берегу – тем этой травы больше и, соответственно, осуществить правильную проводку труднее.
Цепляю на крючок мотыля и отправляю оснастку в первый «заплыв». Подхваченный течением, поплавок устремился вдаль, и, как только натяжение лески стало критическим, слегка подержав снасть внатяг, я открыл дужку лесоукладывателя, позволив леске беспрепятственно сходить вслед за поплавком. Однако данные манипуляции рыбу не интересовали, и мотыль вернулся ко мне нетронутым.
Проводка, вторая, пятая, десятая – и вдоль растительности, и дальше от берега, и в свободном проплыве, и на жесткой придержке – какие только тактики я не испробовал. Менял и наживки – место мотыля на крючке на какой-то период времени заняла кукуруза, затем – шитик. Однако соблазнить рыбу, выманить ее и спровоцировать на поклевку мне так и не удалось. Ну что же, пойдем дальше!
Собираю «манатки» и перемещаюсь на метров 150-200 выше по течению. Аккурат туда, где начиналась достаточно перспективная песчаная коса. Две пробные проводки и становится понятно, что дно здесь достаточно чистое, лишенное растительности и прочего мусора. Это дает мне шанс опробовать интересную проводку, которая очень нравится ельцу – волочение. Суть ее заключается в следующем - глубина устанавливается такой, чтобы грузило касалось дна и под действием силы течения волочилось по нему со скоростью гораздо меньшей, нежели скорость течения. Крючок же движется впереди оснастки и аппетитно колышется на течении, привлекая внимание рыбы.
Сказано – сделано. Цепляю мотыля на крючок и отправляю снасть в контролируемый проплыв. Делать это очень удобно, потому как я стою на небольшом пятачке, который «врезается» в реку и делает процесс управления оснасткой простым и удобным.
Однако и здесь рыба «бастует». Заброс, второй, третий – поклевок нет. Спустя минут сорок, когда я, отчаявшись, уже было решил идти дальше, практически в самом конце косы увидел отчетливый притоп поплавка. Короткая подсечка – и вот она, первая рыба сезона, активно сопротивляется на крючке. Тянуть приходится против течения, что делает процесс вываживания еще более ярким и эмоциональным. Подвожу рыбу к берегу – плотвичка. Толстенькая, пузатенькаяя плотвичка! Ну, с почином!
Все-таки есть рыбка на данной косе! Осталось выяснить чего же она хочет сегодня и почему так неохотно клюет. Может быть, дело в наживке? Пробую кукурузу, затем ручейника – эффекта нет. Значит надо «мудрить» со способом проводки – пробовать мягкие и жесткие придержки, полное стопорение, снос оснастки по дуге и прочие способы. Начнем - как с контролируемой придержки и остановим оснастку там, где клюнул первый елец. Сплавляю оснастку и как только она достигает перспективной точки, закрываю дужку и держу оснастку внатяг. Десять секунд, двадцать, минута. И лишь после этого слышу в руку глухой «Тук!» и наблюдаю исчезающий под воду поплавок. Подсечка – есть! Еще один елец бойко сопротивляется на снасти, солнышко греет, птички поют, и я, окончательно обалдев от всего происходящего вокруг, наслаждаюсь процессом вываживания. Лепота!
Однако окрытый мною секрет вовсе не стал панацеей, которая обеспечила бы хорошие результаты. Как ни старался я, какие тактические приемы не проверял – за два часа ловли я увидел еще один аккуратный тычок, который не привел к результативной подсечке. Именно по этой причине было решено двигаться дальше – туда, где в реку впадает небольшой ручеек.
Место это я знал очень давно, и каждую весну здесь постоянно что-то менялось. То ручеек, возомнивший себя могучей горной рекой и получив в поддержку воды от тающего снега, вымывал в устье приличную яму, то, наоборот, наносил за короткий промежуток времени песчаную косу. Интересно, как же будет выглядеть это место сейчас?
Впрочем, ничего крайне удивительного я не обнаружил. Учитывая отсутствие паводков, ямка в месте впадения осталась, но сжалась она до весьма компактных размеров – там, где в хорошую весну была основная глубина, сейчас было всего полметра воды. Это существенно сужало зону ловли – всего каких-то 15-20 метров в обе стороны от устья. Впрочем, этого вполне достаточно, учитывая весьма высокую перспективность данной точки.
О том, что рыба в данном месте присутствуют, говорили расходящиеся на поверхности круги. Их я заметил издалека, когда еще только подходил к месту ловли. Стараясь не шуметь, аккуратно подкрался к берегу, нацепил ручейника на крючок и забросил снасть в реку.
Полноценной проводки выполнить не получалось – круговое течение в месте ловли гоняло поплавок в пределах ямки. Это, с одной стороны, облегчало ловлю, а, с другой, существенно усложняло ее, сделав невозможным применение всевозможных болонских приемов. Впрочем, они и не понадобились: через 5-6 минут «кружения» поплавок уверенно уходит под воду, и после короткой подсечки удилище сгибается под приятной тяжестью весьма неплохой рыбы. Некоторые сложности доставляла прибрежная трава, но и ее удалось с легкостью миновать. Еще пара-тройка секунд – и увесистая плотвица на берегу. Ну вот, уже кое-что!
За последующие два часа опробовал все имеющиеся у меня наживки, однако еще одну поклевку удалось увидеть лишь на шитика. Причиной всему мог стать ручей, несущий большое количество разнообразного корма в реку, в числе которого наверняка будет достаточно много личинок ручейника.
Световой день был в самом разгаре, и солнце, припекающее совсем по-летнему, наконец «вылезло» из-за высоких сосен, щедро осыпав все вокруг свежей порцией весеннего тепла. Не прошло и десятка минут, как река стала оживать – то тут, то там начала гулять рыба. И практически сразу у рыбы «разыгрался аппетит»: поклевки, пусть невнятные и осторожные, начали происходить буквально на каждой проводке. Подсечь рыбу удавалось не так часто, как хотелось бы, и все же определенных успехов добиться удалось: в ведерко отправилась мерная плотва, за ней – еще одна, потом елец.
Понимая, что времени на ловлю остается немного, решаю несколько видоизменить тактику ловли. Вместо традиционного «заплыва» поплавка по обратке делаю заброс на границу обратки и, подняв бланк удилищ максимально высоко, «прогоняю» поплавок по краю речной струи, слегка «придерживая» оснастку.
Поклевка долго ждать себя не заставила – уже буквально на втором забросе поплавок уверенно уходит под воду, а к берегу , упорно сопротивляясь, движется очередная плотва. За ней еще одна, затем – толстенький елец.
Очередная проводка по границе струи происходила как обычно и я, сделав легкую придержку, не ожидал ничего необычного. Но тут поплавок резко ушел под воду, леска натянулась, и в руку донесся отчетливый удар. Делать подсечку не пришлось: бланк удилища, согнувшийся под весом крупной рыбы, передавал в руку яростные толчки. В одно мгновение фрикцион катушки ослаблен и рыба, под жужжание шпули, пошла «гулять» по своим делам. Вот это поворот!
Сопротивлялся трофей отчаянно: резкий проход против течения, разворот, уход практически на середину реки, затем обратно, к прибрежной траве. В ней-то и заключалась опасность – если рыба захочет в ней укрыться, удержать ее будет очень сложно.
В какой-то момент сопротивление начало слабеть, а мое любопытство взяло верх. Я попытался посмотреть с кем же имею дело и, поджав тормоз катушки, попытался поднять трофей на поверхность. На удивление, рыба пошла достаточно легко: вот уже большой желтый силуэт мелкает в темной речной воде, а спустя мгновение на поверхности показывается язь. Крупный, желтый, матерый язюка!
После этого события развивались крайне стремительно. Рыба, окончательно обалдев от моей наглости, делает резкий рывок в сторону зарослей. Пережатый фрикцион катушки не успевает выполнить своей функции, а я, пытаясь нивелировать рывок удилищем, подаю его вперед, пуская трофей в заросли. В какой-то момент ощущается еще один толчок – и тишина. Рыба ушла вместе с крючком.
Бурное вываживание, естественно, распугало всех вокруг. Поклевок, как и ожидалось, больше не было. Еще с пятнадцать проводок – и принимаю решение сворачиваться и держать путь домой. Рыбалка, несомненно, удалась, и заряд позитива и хорошего настроения получен. Аккурат до следующих выходных. Весна пришла, рыбалке - быть!
Комментарии 5
У меня ещё сугробы по колено и лёд с метр. Только через месяц появится трава и пойдёт ледоход. Вода поднимется на метры вверх, затопит всё кругом, утащит с полей копны сена, дома "новых-старых-глупых" русских с побережья. И только к началу ИЮНЯ можно будет вот так вот посидеть с удочкой:(
Пишите больше, а то я зимние снасти уже убрал, надоело, а до летний, ой как далеко.
Молодец, Алекс, очень красиво написано!