На реку за белой рыбой!
Весна всегда по-особому воспринимается всеми живыми существами. Пришедшее тепло ласково согревает своими лучами землю и всех ее обитателей, увеличивается длина светового дня, неистово захлебываются своим пением птицы, извещая всех вокруг о наступившей весне. Весело текут ручьи, наполняя своими водами материнскую реку. Остается чуть-чуть, лед не выдерживает под напором талой воды и трогается, отправляется в свой последний, прощальный путь…Наш брат-рыбак не является исключением. Внимательно следит он за состоянием реки, за растущей температурой воздуха, за прогнозами на будущее, тщательно планирует свои ранневесенние выезды. И стоит тронуться льду, как вереницы автомобилей тянутся к реке в поисках своего рыбацкого счастья.
Этот год стал каким – то особенным. Нагрянувшая после тридцатиградусных морозов оттепель в начале февраля сначала никак не желала уходить, а потом и вовсе превратилась в раннюю весну. Как-то быстро и неожиданно очистилась ото льда река. Утренний воскресный обзор погодных сайтов за чашечкой кофе показал, что на реке вместо вчерашнего уверенного, пригодного для рыбалки льда, лишь «забереги остаточные». Планы меняются с мгновенной скоростью, и через полчаса уже еду на машине в сторону реки. Еду без снастей, налегке, еду в разведку. Посмотреть, насколько изменилась река по сравнению с прошлым годом, как поменяла свой характер. Прибыв на место, обнаружил действительно чистую реку без намека на ледяную броню. Все стало на свои места – льда нету, уровень невысокий, и разыгравшееся после зимы воображение рисовало там, под водой, огромные косяки плотвы, выстраивающиеся в очередь за моим крючком.
Выезд на рыбалку не заставил себя долго ждать. В тот же день набрав ручейника, принялся за сборы снаряги. А рыбалку саму назначил на следующий день, сидеть ни дома, ни на работе не было никакого желания.
Будильник активно проверещал в пять утра. Спать абсолютно не хотелось, под ворчание домашних впотьмах наступил на хвост коту, и под душераздирающий ор питомца отправился на кухню варить кофе для себя и вкусняшки для рыбы. В рыбьем меню на сегодня была консервированная кукуруза, стандартный рыбацкий набор «червь\опарыш\мотыль», а также с трудом набранный шитик. С прикормкой не мудрил, а решил использовать то, что оставалось с прошлого сезона – «Дунаев универсальная премиум», которую сдобрил большим количеством кукурузы. Получившийся микс увлажнил в три захода, что позволило сделать тяжелую, непылящую и стелющуюся по дну прикормку – для ловли в условиях сильного весеннего течения это было то, что нужно.
При выборе инструмента для ловли решил перестраховаться. В качестве основной снасти, естественно, выбрал фидер, но на всякий случай взял с собой и болонку. Мало ли, вдруг рыба подошла к береговой траве, возле которой «плюхать» тяжелой кормушкой было бы непродуктивно.
Загрузив свои пожитки в автомобиль, выезжаю. Город, укрытый темным одеялом ночи, проводил меня своими огнями и остался позади. Освещая ночь светом фар, сквозь темноту ехал я к заветной цели, к той самой, любимой речке, о встрече с которой мечтал не один месяц…
Наконец час пути остался позади, и я на реке. Выгружаю свои пожитки из машины и топаю к реке. К этому времени ночь сдала свои позиции, и над рекой забрезжил рассвет. Река встретила меня удивительно низким уровнем воды – не было той глубины, которую любили здешние крупные обитатели реки, в традиционном ранневесеннем месте ловли было около метра глубины.
С недоумением всматриваюсь в по-зимнему прозрачную воду реки. В голове раздумья, не знаю что и делать. Но раз приехал, то надо ловить. Раскладываю болонку начинаю промерять глубину. Так и есть, дно чистое, без мусора, практически летний уровень воды – глубина в районе 70 сантиметров. Цепляю мотыля на крючок и делаю первую проводку, вторую, третью. Поклевок нету – ни на струе, ни под берегом, около травы, ни на дальнем отпуске. Откладываю болонку в сторону и пробую ловить фидером, мотивирую это тем, что рыба банально может не подходить к берегу – мелко, вода прозрачная. Промер глубины показал, что на всем протяжении прогона глубина не превышает метровой отметки. Поскольку ранней весной рыба к прикормке относится крайне настороженно, принимаю решение не плюхать кормушкой, а ловить с грузиком. Причем ловить не стационарно, а со сносом грузика по дуге течением. Таким образом планирую обловить большую акваторию реки и найти локальные стоянки рыбы, если таковые имеются.
Ставлю 45 граммовый грузик и делаю пробный заброс. После двух прыжков грузик останавливается в одной точке, прекращая свое перемещение. Что же, многовато груза.. Выматываю снасть и ставлю каплеобразный груз весом 21 грамм. Этого должно хватить!
Делаю заброс на заклипсованную дистанцию и держу удилище в руке, контролируя снос. Вижу, как под воздействием течения грузило поползло вниз по течению, а рукой ощущаю как легкие трения грузила по песчаному дну. В какой-то момент , заняв угол примерно под 50 градусов к течению, грузило останавливается. Это означало то, что мною была найдена некая подводная аномалия, которая в перспективе могла оказаться довольно рыбной. Не успели подобные мысли прийти в голову, как в руку последовал отчетливый тычок, еще один и вслед за ними с дрожанием согнулась вершинка, извещая меня о том, что рыба засеклась. Без подсечки начинаю вываживание – мощные толчки довольно неплохой рыбы передаются в руку, иной раз заставляя взвизгнуть фрикцион. Первая рыба сезона, а уже неплохая. Проходит мгновение, и на поверхности показывается отличная плотва. Не торопясь беру рыбу рукой – просто красавица!
Не спеша, сажусь в кресло и по заданному ориентиру делаю второй заброс. Опять уносит течением мое грузило. Пока оно движется по ровному прогону реки, поклевок нету – не держится рыба в этом месте. Но вот замечаю, как после очередного прыжка грузило падает на полсекунды дольше и сгибается в натяге вершинка. Сосредотачиваю внимание – именно в этом месте произошла прошлая поклевка.
Проходит полминуты, а поклевки не последовало. Где-то в глубоком синем небе слышу курлыканье. Начинаю искать глазами – так и есть, журавли прилетели! Вальяжно, выстроившись в клин, возвращаются птицы на Родину. Что ж, наверное окончательно пришла весна…
Размышления мои прерывает мощный толчок, передавшийся через удилище в руку. Инстинктивно подсекаю и вновь чувствую упругую тяжесть на крючке. На этот раз рыба идет легче, однако совершает более резкие броски из стороны в сторону. Судя по сопротивлению, никак не плотва на крючке. Так и есть – к берегу подходит серебристый толстенький елец, хорошенький такой. Люблю я ловить этих товарищей на болонку, а тут и на ходовую донку попался…
Решаю попробовать нацепить на крючок кукурузину. Эта насадка уникальна – местные на нее ловят крупных голавлей даже зимой со льда. Так почему не будет на нее поклевок весной?
Монтаж с насаженной на крючок кукурузиной летит в точку ловли и все начинается сначала. Уносимый течением, грузик весело подпрыгивает по речному дну, утягивая за собой крючок с насадкой. Затем, как и прежде, наблюдаю полусекундный провал и остановку снасти. В следующий миг рукой ощущаю как некая неистовая тяжесть повисает на крючке, абсолютно плавно, без какого-либо удара. Делаю коротку подсечку и ощущаю, что что-то не так. В руку отдаются мощнейшие толчки, а я наблюдаю, как под визг фрикциона шнур уходит против течения. Вот это поворот событий! Постепенно поджимаю фрикцион, контролируя вываживание. В какой-то момент удается развернуть рыбу против течения,и уже по пологой дуге рыба идет к берегу. Затем, словно почувствовав подвох, она бросается прочь от берега, вытягивая метры шнура с катушки…
Проходит какое-то время и потихоньку рыба устает. Уже не делает резких бросков, а тупо давит, давит прочь от берега. Подвожу ее к берегу и понимаю, что засада! Подсачек я с собой не взял, а прибрежная трава не позволяет подвести рыбу на расстояние хвата рукой. Язь (а это был он) устало лежал на прибрежной траве и вальяжно шевелил плавниками. Казалось, что он так и ждал того момента, когда я потянусь к нему рукой. Леску держу внатяг, стараюсь не давать слабины, а сам левой рукой беру рыбу поперек тела. Фух, есть! Приятная, красивая рыба устало шевелит плавниками, вымотал я его, беднягу…
После выкуренной сигареты продолжаю рыбалку, цепляю на крючок шитика и забрасываю свою ходовую донку по ориентиру. Достигает дно грузило, после преднатяга начинает свое движение приманка по дну. Вот уже скатился грузик в перспективную точку, согнулась и замерла в ожидании поклевки вершинка. Однако прошла минута, вторая, третья, а поклевки нету. Неужели вываживанием язя распугал всю рыбу? Решаю не выматывать снасть для перезаброса, а сдернуть грузило с точки и продолжить проводку по дну. После короткого рывочка грузило выскакивает из-под препятствия и продолжает свой путь. Грузило беспрепятстсвенно сносит практически к самому берегу, а поклевки нету. Лишь тогда, когда шнур вытягивается практически в одну линию с берегом, происходит уверенный тычок в руку. Отвечаю на него короткой подсечкой, и увесистый елец отправляется в садок. Ага, рыба сместилась к берегу! Самое время для болонки!
Откладываю фидер в сторону и беру в руки болонку. Цепляю на крючок шитика и делаю первую проводку. Аккуратно, внатяжку пропускаю поплавок рядом с границей водной растительности. Не успевает поплавок проплыть и трети прогона, как следует уверенный притоп. Короткая подсечка не приносит ничего, кроме обсосанного шитика на крючке. Так, значит есть рыба под ногами!
Перецепляю шитика и отправляю поплавок в контролируемый проплыв. Успеваю сделать одно притравливание катушкой и отпустить поплавок на 10 метров, как наболюдаю уверенную потяжку. Подсекаю и ощущаю приятные толчки хорошей рыбы. Подвожу к берегу и беру рукой отличную плотвицу. Крючок заглочен достаточно глубоко , что говорит о высокой активности рыбы и о желании питаться. Следующие проводки лишь подтвердили мою догадку – после обеда, с прогревом воды рыба вышла в прибрежную зону и начала активно питаться. Причем выяснилась крайне интересная закономерность – пойманная на шитика плотва была единственной, в основном этой аппетитной насадкой интересовались ельцы с голавлями, в то время как плотва предпочитала мотыля.
В какой-то момент поклевки рыбы начали ослабевать. Далеко не с каждой проводки удавалось получить вменяемую поклевку, порой дело ограничивалось аккуратными пощипываниями. Шитик же приходил практически не поврежденным. Первое, что пришло в голову – активным вываживанием на меляке я насторожил рыбу, именно по этой причине решил немного утоньшить снасть. Вместо крючка 12 номера поставил 14 из более тонкой проволоки, уменьшил толщину поводка до 0.1 милиметра, а в качестве насадки использовал двух небольших мотылей. А для привлечения рыбы в прибрежную зону перед каждой проводкой к поплавку подбрасывал по три-пять зернышек кукурузы. Через десять-пятнадцать минут клев возобновился с новой силой. Плотва все также активно продолжила заглатывать мой крючок с небольшой насадкой. Правда, вываживать рыбу приходилось довольно аккуратно – тянуть 200 граммовую плотву на поводок 0.1 мм в непосредственной близости от травы – высшее удовольствие!
Неспешно на воду спустился вечер. Клев постепенно сошел на нет, дав понять о том, что пора и честь знать. Складываю снасти, собираю пожитки, оцениваю улов. О, килограмм пять поймал!
Уходя прочь от речки, как-то тоскливо стало на душе… Вроде все в порядке – удовольствие получил, рыбки поймал…Грустно, что все так быстро закончилось…Незаметно летит время за любимым делом…Спасибо, Река! До скорых встреч!
Комментарии 4