Опубликовано в сообществе « Ловля болонской удочкой »

Как сохранить жизнь своему удилищу

2080
1
0

Развитие рыболовной индустрии всегда происходило в тесном сотрудничестве с ведущими отраслями промышленности. Вместе с промышленной революцией на смену бамбуковым удилищам пришел стеклопластик, достаточно тяжелый и «сопливый» материал. Ему на смену в конце 20 века пришло углеволокно – продвинутый материал, очень часто используемый в космической промышленности. Именно углепластик превнес в удилищестроение настоящую революцию – бланки из него отличались исключительно малым весом, правильным, быстрым строем и отлично лежали в руке. На вываживании такие удилища отлично «вяжут» рыбу, не дают ей ни единого шанса на сход. А с развитием и удешевлением производства стоимость таких удочек существенно снизилась – отныне практически любой рыболов мог позволить себе ловлю качественными снастями.

И тут начались проблемы. Оказалось, что углепластик – достаточно хрупкий материал. Он способен выдерживать предельные нагрузки на скручивание (как при вываживании рыбы), однако может не перенести легенького удара острым предметом по бланку. В магазины начали поступать жалобы на недолговечности и низком качестве углепластиковых удилищ. Естественно, стеклопластик в этом плане будет надежнее, он менее подвержен поломкам подобного рода. Однако, если следовать простейшим правилам, вероятность поломки любимого спиннинга можно свести практически до нуля.

Во-первых, ни для кого не секрет, что каждое удилище имеет собственный тест по забрасываемым приманкам. Он обозначается в виде диапазона величин, которые рекомендованы производителем для эксплуатации. Однако, очень часто рыболовы пренебрегают данным показателем, превышают его. Особенно касается ловли тяжелым джигом – условия требуют использования тяжелых «голов», а подходящего удилища нету. В результате во время заброса слышится предательский хруст, а рыболов остается со сломанным удилищем. Для того, чтобы этого не происходило, не следует превышать тестовый диапазон удилища. Кроме того, существует такое понятие, как тест по используемым лескам. Он отображается в виде диапазона разрывных нагрузок лески, рекомендованных к применению. Так, надпись «linetest 4-8 lb» гласит, что производитель рекомендует использовать с данным удилищем леску, разрывная нагрузка которой составляет от 4 до 8 фунтов. Перемножаем данное число на 0.454 и получаем, что оптимальная разрывная нагрузка лески составляет от 1.8 до 3.6 килограмма, что соответствует диаметру 0.2-0.22 мм. Если рыболов пренебрегает данными рекомендациями и ставит заведомо более толстую леску, во время освобождения приманки от зацепа, на вываживании крупной рыбы либо на забросе может произойти непоправимое – прочность лески окажется выше критической нагрузки на бланк удилища. В результате, рыболов, желающий сэкономить 5 долларов на освобожденной от зацепа приманке, получает «головняк» в виде сломанного удилища и дорогостоящий ремонт. Оно вам надо?

Углепластик – материал сколь прочный и надежный, столь и хрупкий. И следующая категория поломок основывается на небрежности и невнимательности рыболова. Бетонная дамба, плиты, каменистая набережная, ветки деревьев, прибрежные коряги – все они являются потенциальными врагами хорошего удилища. Удары по веткам, контакты с камнями и бетоном наносят удилищу микротравмы, которые под нагрузкой существенно разрастаются. Не прибавляет здоровья удилищу и путешествие сквозь непролазные дебри, когда бланк находится в постоянном контакте с ветвями деревьев. В результате во время заброса удилище ломается, делая продолжение рыбалки невозможным. Поэтому беречь удилище во время ловли, не допускать падений и ударов – это обязанность каждого рыболова.

Еще одним хрупким местом являются пропускные кольца. Вставки, изготовленные из карбида кремния либо керамики, отличаются высокой прочностью, с легкостью выдерживают работу с плетеным шнуром, однако поддаются легкому удару о твердый предмет. В результате вставка раскалывается, образует острые грани. В свою очередь, эти грани режут плетеный шнур либо леску, словно нож масло. Решением подобной проблемы будет замена пропускного кольца. Однако, данную проблему легче не допустить, чем потом исправлять последствия. Поэтому избегайте контакта пропускных колец с твердыми предметами и внимательно осматривайте их перед и после рыбалки.

В третьих, не следует перегружать удилище во время вываживания крупной рыбы. Очень часто приходится видеть, как в финальной стадии вываживания, на полностью зажатом фрикционе, рыболов заводит удилище далеко за спину. Допустимый угол превышается, удилище испытывает критические нагрузки и в результате поломка тонкой его части неизбежна. Для того , чтобы этого не произошло, никогда не заводите бланк далеко за голову. Удилище отрабатывает рывки наилучшим образом при положении на «22 часа», при расслабленной кисти руки рыболова. И, конечно, не стоит забывать о правильной работе фрикционом катушки. Этим вы убережете себя не только от поломок, но и от досадных сходов крупной рыбы у подсачека.

Немаловажное значение имеет и правильная транспортировка удилища, а также его хранение. Нога рыболова, дверца автомобиля, загруженность в багажнике всяким барахлом – все эти вещи способны поломать удилище так, что починить его не удастся. Лично знаю два случая, когда удилище ломалось на забросе в верхней части. Внимательное изучение места поломки выявлято ровный слом, который говорил о предшествующей травме. И нанесена она была пропускным кольцом, когда удилище транспортировалось в сложенном состоянии. Твердая рамка постоянно касалась одного и того же места, в результате образовались микротрещины, которые и привели к поломке. Именно поэтому транспортировать удилище лучше как минимум в мягком чехле с отсоединенной катушкой. Конечно, идеальным вариантом будет использование жесткого тубуса. Он надежно защитит ваше удилище от падений, ударов и прочих вещей, сопутствующих транспортировке и перевозке с места на место. Вовсе необязательно покупать дорогостоящий фирменный тубус – кусок пластиковой канализационной трубы снимет все вопросы!

Для того, чтобы не допустить поломок удилища в потенциально проблемных местах, следует внимательно осматривать бланк и устранять повреждения лакокрасочного покрытия. Делать это лучше всего при помощи специального яхтного лака, который достаточно быстро сохнет и имеет высокую стойкость к механическим воздействиям. Кроме того,почаще обращайте внимание на места стыков между коленами. Не допускайте попадания внутрь песка.Этот мелкий минерал способен разрушить структуру углеволокна, что влечет за собой поломку удилища. После рыбалки закрывайте места стыков поролоновыми заглушками. Кроме того, для восстановления поврежденных участков используйте специальную графитовую смазку для удилищ. Она восстановит поврежденные участки и надежно защитит их от будущих травм.

И последнее, но самое важное. Никогда не забывайте, что углепластик является идеальным проводником тока. Ежегодно по всей стране гибнут сотни рыболовов оттого, что во время ловли случайно задевали удилищем линию электропередач. Зафиксированы и случаи поражения молнией, когда рыболов набрался смелости и решил порыбачить в грозу. Не искушайте судьбу, не ловите под линией ЛЭП и в грозу, следуйте вышеизложенным инструкциям, и ваше удилище проживет долгую и счастливую жизнь. Ни хвоста, ни чешуи!

2080
1
0

Похожие публикации

Комментарии  1

5aad41f6d28c146741f4c09b.jpg
Спасибо автору за статью, жаль поздно прочитана. Ездил на рыбалку в жигулях 8 моделе. Места маловато, а впихнуть вещей нужно много своих и напарника. Свой спиннинг я поломал когда откидывал назад спинку водительского сиденья. Обидно, не передать словами. Теперь жесткий тубус, который привязан сверху на багажнике. В особо непролазных местах возможно зацепление и потерю спиннинга за кусты и кроны деревьев.
Сейчас обсуждают