Оснащение жерлиц. Хитрости одного мудрого рыболова
Для многих щукарей январь – самая сложная «глава» в их рыбацкой жизни. Отъевшаяся по первому льду щука становится пассивной и крайне избирательной, вследствие чего количество поклевок не только на блесны и балансиры, но также и на жерлицы катастрофически уменьшается. Но рыболовы не унывают и пытаются найти собственный выход из сложившейся ситуации. Действует каждый по-своему: одни делают ставку на активный поиск рыбы – нет-нет, да и «попадешь под нос» рыбе, которая именно сегодня настроена питаться. Другие, наоборот, придерживаются выжидательной тактики и подолгу не беспокоят снасти – а вдруг именно та жерлица, которую собираешься перенести, сработает минут через пять? Третьи рыболовы выбираются на щуку исключительно с налобным фонариком – по их наблюдениям, крупная щука питается в это время исключительно по ночам, и то малое количество поклевок с лихвой компенсируется адреналином, получаемым от вываживания трофейной рыбы.
Однако практически все они упускают из виду самое главное. Полагая, что живцовые снасти не требуют сколь-либо серьезных ухищрений, они сознательно обрекают себя на неудачу. Толстая, словной канат, леска, грубый поводок, тяжелое грузило и большой крючок, а также множество других, не так явно бросающихся в глаза элементов, в совокупности и делают свое дело – ровные ряды жерлиц остаются недвижимыми на протяжении длительного времени. «Не клюет…» - сокрушаются рыболовы, не догадываясь при этом, что истинной причиной бесклевья являются они сами!
Почему правильно подобранная оснастка жерлицы так важна?
Показательным для меня стал случай, произошедший в глухозимье прошлого года. Попали мы на типичное щучье водохранилище в январе, и уже тогда среди завсегдатаев ходили слухи о крайне слабом щучьем клеве. Но что поделаешь, охота пуще неволи – выставляемся! На улице еще окончательно не рассвело, а наши жерлицы уже ожидали поклевку, а сами мы, взяв в руки мормышечные снасти, пытались поймать живца.
Ближе к 9 утра на водоеме показался местный мужичок. Неторопливой походкой подошел он к нам и попросил ледобур для того, чтобы просверлить свой пяток лунок. Не успел он поставить пятую жерлицу, как на первой произошла поклевка, и после аккуратного, но четкого вываживания первая «килошница» оказалась на льду. Мы переглянулись – ну, бывает…
За последующие 2 часа мужичок получил четыре поклевки и реализовал три из них. Мы же стояли, смотрели, как он вываживает рыбу, и недоумевали: жерлицы стоят рядышком, живец практически идентичный, а количество поклевок не поддается никакому сравнению!
В конце концов рыбацкая взаимовыручка взяла верх, и мужичок подошел к нам, поинтересовался оснастками наших жерлиц. Первое, что он произнес, увидев монтажи – «Нее, мужики, так вы щуку не поймаете…». И достал одну из своих запасных жерлиц из ящика.
Леска
«Здешняя щука отлично ловится всю зиму, но через недели 2 после ледостава становится очень уж осторожной. И чтобы ее поймать – надо думать, как щука! » - первое, что сказал рыболов в качестве пояснения. Рассказ свой он начал с лески: на его жерлицах установлена мягкая карповая монолеска диаметром 0.25 мм. «Тонковата? Шутите! Пять кило держит – часто таких щук ловите?» - ответил он вопросом на наш вопрос. По его словам, толстая леска, помимо крайне неважных маскировочных характеристик в прозрачной воде, практически всегда слеживается и сходит в лунку кольцами, а для того, чтобы ее выровнять, нужен достаточно тяжелый груз, который также огрубляет оснастку. В результате жерлица демаскирует сама себя, а рыболов теряет контроль над оснасткой в процессе работы с ней. И все это ради некоей мифической прочности, которая не нужна – во время вываживания пальцы рыболова выполняют роль фрикциона, а багорик в финальной стадии вываживания с успехом заменяет подсачек.
Негативно отнесся он и ко флуорокарбону. «Да пробовал я флюр! Жесткая, как проволока!» - его заключение было неутешительным. А ведь действительно – что толку с той малозаметности, когда тактильно «флюр» напоминает хорошую проволоку и достаточно сильно сковывает движения живца на снасти? К тому же, все знают, что «флюр» куда слабее на разрыв, чем классическая леска, а потому для того, чтобы достичь хотя бы 5 килограммов разрывной, приходится использовать более грубый, вплоть до 0.4-0.45 миллиметра, в диаметре, флуорокарбон!
Огрузка
Взгляд наш плавно перешел к грузилу. И здесь мы увидели кардинально иное видение проблемы. Вместо классической, довольно тяжелой, оливки, на леске красовались две миниатюрные скользящие дробинки. Вес первой, верхней, составлял три грамма, вторая же дробинка, ближняя к крючку, весила порядка одного грамма. Вместе с ними на леске было и два классических силиконовых поплавочных стопора: один у самого узла вертлюжка, второй – между дробинками. Казалось бы, зачем городить сей огород?
Ответ на данный момент поразил своей простотой. Если разобраться в анатомии строения щучьей головы, то можно заметить, что лучше всего рыба видит вокруг себя, а также над собой. Добычу, находящуюся снизу, хищница не увидит. Но ведь не всегда хищница стоит в засаде у самого дна! Существует множество факторов, которые способны заставить ее подняться вверх – в толщу воды и даже к нижней кромке льда!
«Ну. А что делаете вы? Опускаете живца к самому дну. И представь – висит щука в толще воды. Где ж она увидит того живца-то?» . Действительно, так и есть!
Именно тут и пригодится силиконовый стопор! С его помощью можно поднять грузило вполводы либо еще выше, обеспечив тем самым живцу полную свободу действий. Малек сам выберет тот горизонт воды, в котором он будет чувствовать себя в безопасности.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что очень часто в придонном слое скапливается сероводород, образующийся во время гниения водорослей. Живец, жестко зафиксированный в придонном слое, уснет раньше, чем его найдет хищница. Если же отпустить живца « в свободное плаванье», он наверняка будет стремиться вверх, выбирая наиболее комфортный в плане кислородного режима участок.
Зачем же нужно крохотное второе, нижнее грузило? А для того, чтобы хотя бы немного «держать» живца под контролем. Если отпустить его в лунку без огрузки, можете быть уверены, что уже через полчаса рыбешка «забьется» под ближайший куст либо в траву! Грузило же хотя бы немного сковывает его движения и не дает «разгуляться». К тому же, с его помощью куда проще и быстрее опустить живца на заданную глубину, особенно, когда ловля происходит на глубине в 4 и более метра.
Поводок
Раскритиковал местный рыболов и поводки, установленные на наших жерлицах. С его слов, тот кондово-надежный подход, к которому мы все привыкли, срабатывает лишь по первому льду, когда хищнице, грубо говоря, все равно, что есть. Совсем иначе дела обстоят, когда речь заходит о ловле в глухозимье. Именно толстый и жесткий поводок может отпугнуть рыбу. Даже , если она все-таки решится на хватку, почуяв неладное, щука поспешит избавиться от живца. В результате поклевка не имеет продолжения, и после ожидания в лунке показывается потрепанный живец.
Утончаться необходимо и здесь. В ряде случаев, даже тонкий и мягкий вольфрам либо кевлар не способен обеспечить должной степени маскировки. По словам нашего собеседника, наилучшие результаты в эту пору показывает либо классический поводок из флуорокарбона (в отличие от использования в качестве основной лески, в качестве поводочного материала флюр идеальное решение), либо же из обычной монолески диаметром 0.25 мм, выполненной в виде скрутки.
Разумеется, столь деликатный монтаж требует особого обращения. Классическое, агрессивное вываживание в данной ситуации практически всегда приводит к обрезу поводка – каким бы прочным и жестким не был «флюр и как плотно бы вы не переплели скрутку, эффективно противостоять щучьим зубам они не в состоянии. Именно по этой причине необходимо вываживать рыбу на максимально допустимой слабине , отпуская леску при малейшей потяжке хищницы. Маленькая хитрость существует и в начальной стадии вываживания: после подсечки следует дать рыбе пройти 50-70 сантиметров вперед и потом плавноускоренным движением попытаться развернуть ее. В 70% случае поводок заскакивает за так называемый «ус», в результате чего вероятность обреза сводится практически к нулю.
Свои особенности имеет и финальная стадия вываживания хищника. Выкидывать еще не уставшую щуку в лунку на леске, как многие рыболовы привыкли это делать – самая настоящая катастрофа для лесочного поводка. В этот момент натяжение его стремится к максимальной отметке, ввиду чего обрезается он на раз-два. Для того, чтобы совладать даже с крупной щукой, необходимо утомить ее еще до того момента, как рыба будет подведена к лунке, и лишь только потом использовать багорик либо аккуратно брать рыбу рукой под жабры либо за глазницы, избегая чрезмерного натяжения лески и находясь в постоянной готовности отпустить ее гулять.
Отговорил рыболов нас и от использования традиционных застежек для крепления тройника. Оно и понятно – по вине некачественных китайских карабинчиков и застежек, некорректно выполняющих свою функцию, происходит огромное количество сходов в финальной стадии вываживания. Щелчок, застежка ломается либо разгибается, а рыба попросту уходит с крючком в пасти – приятного мало. Именно по этой причине в его оснастке мы не увидели ни классических вертлюжков, ни карабинов. Вместо них на поводке красовалось миниатюрное пропускное кольцо с подвешенным на нем тройничком. Вывести из строя подобный узел практически нереально!
Крючок
«Нет здесь однозначного решения. Все зависит от того, какие цели перед собой ты ставишь и каким образом цепляешь живца на крючок». С этими словами в руках рыболова возникла миниатюрная коробочка с уже готовыми поводками для ловли. «Щука, зараза такая, режет поводок только в моменты наибольшего натяжения, когда ты тянешь ее нахрапом. Или же в финальной стадии вываживания – тут уже не избежать! Именно по этой причине я предпочитаю менять поводок после каждой щуки. Складываю их в ящик, а ревизию произвожу уже дома. Малейшие коцки – вон!». Более, чем разумное и логичное объяснение!
Арсенал рыболова включал два типа крючков. Для классической щучьей рыбалки наш собеседник практически всегда использовал небольшие, миниатюрные тройнички, выполненные из достаточно тонкой проволоки. Данное условие – весьма важное: именно тонкий крючок наименее всего травмирует живца и не сковывает его движений в воде. Жала крючков загнуты вовнутрь, благодаря чему существенно снижается риск того, что хищник «уколется», когда будет перекладывать живца в пасти.
Когда же хищница «бастует» либо ловля происходит в ночное время, в ход идут миниатюрные двойнички. На поводках, предназначенных для использования с двойниками, заводные кольца отсутствуют: крючок заводится непосредственно на сам поводок. Делается это ввиду специфики насаживания живца: единственный эффективный при такой рыбалке способ – пропуск поводка через жаберную крышку и вывод его через рот живца. Ловкое движение руки – и на конце поводка свое место занимает двойник, который спустя мгновение оказывается во рту живца. Подобный способ также применяется и при ловле судака – именно таким образом можно добиться максимальной реализации судачьих поклевок.
По поводу живца
«На что лучше ловить? Да на то, что она кушает!» - ответил на наш вопрос по поводу живца рыболов, подтвердил тема самым традиционное мнение о наилучшем живце для ловли щуки. Что может быть проще и логичнее – ловить на то, что является основным кормом хищницы. Однако и здесь есть некоторые особенности: когда в водохранилище обитает более десятка рыбешек, которые могут стать потенциальным кормом, выбрать живца не так уж и просто!
«На мой взгляд, лучший живец – плотвичка. Она есть практически везде, и щучка с ней хорошо знакома. Окунь тоже неплох, особенно на всяких торфяниках. А вот пескарик по щуке –вообще ни о чем, сколько раз не пробовали выставлять на щуку – ни подъема! Ну и карасик – его использовать приходится от безысходности, когда другого варианта живца нет и наловить не представляется возможным.»
По нашим наблюдениям, примерно так и есть: пескарь столь хорош при ловле судака и крупного окуня, сколь плох при ловле щуки на стоячих водоемах. Сколько мои коллеги ни пытались поймать на него щуку, практически всегда такая рыбалка заканчивалась неудачей. И в то же время, рядом стоящая плотва и карасик пользовались среди щук повышенным спросом: жерлицы, заряженные ними, стреляли с завидной регулярностью.
Поймать на той рыбалке щуку нам так и не удалось. Однако советы, услышанные от местного щукаря, мы восприняли со всей серьезностью и переоснастили наши жерлицы так, как подсмотрели у него. Уже на следующей рыбалке нам довелось убедиться в правдивости его слов: не успели мы выставить свои жерлицы до конца, как на первой произошла сработка, и первая полторашка оказалась на льду. Любит щука деликатные монтажи, еще как любит!
Комментарии 9