Рыболовные путешествия

Ноябрь. Свидание с рекой...

671
4
0

За повседневными хлопотами и заботами как-то незаметно подкрался ноябрь. Работа, бытовуха и многие остальные факторы не позволяли спланировать полноценную рыбалку, заставляя себя идти на компромиссы и откладывать выезд. Да и ехать лишь бы куда не хотелось: все близлежащие водоемы характеризовались абсолютным бесклевьем, изредка прерываемым поимками щуки. Но щуку мы не ловим принципиально: нет ничего лучше, чем завести в подсачек упитанного осеннего леща!


Мою осеннюю депрессию прервал звонок друга. На реку? На все выходные? Да с превеликим удовольствием! Тем более, что погоду обещают достаточно хорошую (по ноябрьским меркам, естественно) - до десяти тепла и слабый юго- восточный ветерок. Учитывая весьма неплохие отзывы рыбаков, побывавших на нашем месте накануне, в наших сердцах теплилась надежда если не на хорошее закрытие сезона, то на одну из крайних рыбалок этого года точно.


Рыбацкие хлопоты. Подготовка. Выезд

Пятничный день практически целиком посвятил подготовке к будущей рыбалке. Поздняя осень, речное течение, лещ и язь - подобная смесь требовала особой подготовки и правильного подбора снастей и прикормок. И если с удилищами все понятно: классическое сочетание фидеров класса медиум и хэви, дополненных катушками 4000 размера и достаточно тяжелыми , от 80 граммов, кормушками, то над составом прикормок пришлось покумекать. За основу взята традиционная прикормка для холодной воды, обладающая мелким помолом и насыщенным темно-коричневым цветом. Для того, чтобы приспособить ее к условиям сильного течения, первичное увлажнение произвел с добавлением мелассы, разбавленной с водой. Эта тяжелая жидкая патока прекрасно увлажняет смесь, делает ее тяжелой и липкой, сохраняя при этом необходимую степень активности. После того, как прикормка получила необходимое увлажнение и чуть подсохла, доувлажнил еще раз, на этот раз водой с добавлением сильноконцентрированного лещевого аромата. Запах, полученный в результате, мог свести с ума любого сладкоежку: что-то карамельно-сливочно-ванильное вызывало активное слюноотделение и заставляло желудок урчать как заправский двигатель. Финальная стадия - пробивка прикормки через сито для того, чтобы разбить образовавшиеся комочки и насытить ее кислородом. Полученная в результате прикормка являлась своеобразной базой, лишенной всяких добавок, которые хранились отдельно. А чествовать рыбу было чем: помимо традиционных консервированной кукурузы и гороха, меню включало в себя 300 граммов опарыша и поллитра распаренного пшена. Добавлять подобные добавки по холодной воде сразу не рекомендуется, потому, как риск не угадать предпочтения рыбы крайне велик, а остаться с испорченной, не привлекающей рыбу прикормкой - приятного мало.

Схожие дела обстояли и с разнообразием наживок для ловли: несмотря на то, что классическая схема позднеосенней ловли предполагает использование наживок исключительно животного происхождения, «флагманами» которых являются опарыш и мотыль, арсенал мой пополнился консервированной кукурузой и распаренным горохом.


Здравствуй, Река!

Прибыли мы на реку уже затемно. Над водой начинал слаться густой туман, а в воздухе висела звенящая тишина. Ни тебе пения птиц, ни задорного жужжания насекомых. Предзимье, одним словом. Ночную ловлю решили не практиковать, ограничившись лишь промериванием зоны ловли и определением перспективной точки ловли, а также легким стартовым прикармливанием, чтобы привлечь внимание рыбы и собрать ее в точку ловли. А потому легенький перекус - и в бой!

Неспешная прогулка по берегу приводит меня к хорошо знакомой точке. Вот и коряжка, возле которой любили тусоваться голавли и язи. А водичка-то упала: ветка, не дававшая мне покоя летом, предательски торчала из воды, оголив остатки оборванных поводков. Пометра в минус, не менее. С одной стороны, это хорошо: течение слабее, а значит тяжелые кормушки, характерные для данного места, использовать не придется. С другой стороны - не очень: неизвестно, как отреагирует рыба на данные изменения уровня и не скатилась ли она к более глубоким местам. Тем не менее, будем ловить здесь.


Поиск перспективной точки я начал с пробивки дна грузиком при помощи джигового метода. Десяток забросов и картина становится ясна - от противоположного берега идет отмель практически до середины реки, которая заканчивается уверенным свалом на 2.5 метра. После - небольшой балкон, следом за которым идет русловая канава, глубиной порядка 3-3.2 метра. Длится она практически до самого берега, круто поднимаясь к самым ногам. Ага, все ясно: в роли перспективной точки может выступать именно этот балкончик.

Действие номер два - проверка маркерным грузом дна на предмет всевозможных аномалий. Рыбацкая чуйка подсказывала мне, что именно здесь , на этом балкончике, должно быть что-то интересное. Не подвела меня и на сей раз: как только грузик падал на заданную глубину, в руку начинало доносится отчетливое дрожание, свитетельствующее о наличии колонии ракушки. Стоило грузу пройти эту отметку и провалиться в основную русловую канаву, дрожание прекращалось и начинался достаточно вязкий песок.


Сей факт окончательно убедил меня в том, что точка ловли выбрана правильно - прекрасный перепад глубины вкупе с наличием ракушки просто обязан привлекать внимание рыбы. А потому ставлю на снасть рабочую кормушку и аккуратно закармливаю точку, дав кормушке опуститься ко дну и зафиксироваться на нем. Точно так же, как будет происходить и во время ловли. Пятнадцать кормушек, в каждую из которых поочередно добавлял опарыша, зерна кукурузы и распаренное пшено, точно легли в отмеченную область. На все про все у меня ушло порядка часа времени, после чего последовали классические рыбацкие посиделки у костра, непринужденное общение и сытный ужин.


Рыбалка!

Пронзительная тишина, подкрепляемая обильным туманом, не давала спать долго. Несмотря на свежий воздух, сон вряд ли можно было назвать крепким: не давали покоя лещи, ставшие плотной стеной на прикормку. Ну, по крайней мере, так думал , завернувшись в теплый спальник и пытаясь отключиться хотя бы на пару часиков. В какой-то момент понял, что уснуть больше не получится и принял решение приступать к ловле. Часы показывали шесть утра: самое время приступать к прикармливанию! По всей видимости, подобным образом думал и товарищ: абсолютно не сговариваясь, практически одновременно с ними мы покинули свои палатки.

Горячий кофе мигом снял остатки сна и вынудил приступить к утреннему стартовому закармливанию. Спешить необходимости не было: до рассвета еще добрых полтора часа, и именно их мы решили посвятить прикармливанию. За отведенный промежуток времени в точку удалось отправить порядка 25 кормушек, практически каждая из которых , помимо самого корма, несла большое количество опарыша и зерен кукурузы.

Закончили прикармливание мы практически на рассвете: совсем незаметно на улице стало достаточно светло, чтобы ловить без помощи фонарика. Привязываю к оснастке поводок в 60 сантиметров - именно такая длина считается стартовой при речной ловле, цепляю на крючок три личинки мотыля и приступаю к ловле.

Прикормка, по всей видимости, сделала свое дело: уже с третьего заброса квивер задрожал мелкой дрожью, и первая, уже по-зимнему холодная, плотвичка оказалась пойманной. Начало положено! Отпускаю малышку обратно в воду и делаю перезаброс. Темповать не вижу никакого смысла: благодаря вечернему и утреннему прикармливанию на столе в настоящее время присутствует достаточное количество корма. А потому делаю достаточно редкие перезабросы, ожидая поклевки порядка 10-15 минут.


Последующие 2 часа прошел под знаком некрупной рыбешки. Клев активным назвать было, однако скучать не приходилось: плотвички, некрупные ельцы и густерки радовали своим присутствием и активно дергали оснастку. На очередном забросе, практически сразу после опускания кормушки ко дну, наблюдаю легкий рывочек, после которого кормушка «запрыгала», передвигаясь вниз по течению. Трава - подумалось мне в тот момент, а потому было решено вымотать оснастку и освободить ее от плавучего острова. Первые обороты катушки, а также тяжесть, налившая бланк удилища, заставили подумать о том, что размеры этого «острова» достаточно велики, а потому нужно быть аккуратнее, чтобы не сломать бланк.


Но что это! На полпути «зацеп» ожил и начал ощутимо пинаться. Неужели рыба? И эти «попрыгунчики» - это была речная уверенная поклевка? Не может того быть!

Подведя «траву» к берегу, я увидел, что на снасти уселся очень неплохой лещик, размер которого явно превышает килограммовую отметку. Однако в последующее мгновение последовал коротенький рывок головой - и тишина. Сход! Хорошо хоть не на точке…

Рыба пришла - и это самое главное! Продолжаем ловлю! Добавляю в прикормку большое количество опарыша (рыбка явно реагирует на копошащихся на дне червячков) и осуществляю заброс. Проходит не более пяти минут - и уверенная потяжка дает понять о том, что на крючке далеко не плотвичка. Подсечка - и приятная живая тяжесть не дает мне расслабиться, уходит вниз по течению, вбрасывая в кровь море адреналина. Изредка потрескивает поджатый фрикцион, не давая рыбе расслабиться и гася самые сильные ее рывки. Вот тебе и осень - вода холоднющая, а рыба активнее, чем летом!


То, что на крючке лещ, я понял практически сразу после подсечки. Уже спустя короткое время толчки стали стихать, и рыба тяжелым грузом, изредка взбрыкивая, подходит к берегу и отправляется в подсак. Счет открыт!

В это же время мой напарник также подсекает весьма неплохого подлещика, и на подсаке ассистирую ему уже я. Рыба также отчаянно борется за свою свободу, до последнего пытаясь освободиться от крючка. Однако тщетно: хорошо отстроенная снасть вкупе с отличными навыками управления ею не оставляет подлещику ни единого шанса.


А ловля, между тем, продолжается! Возвращаюсь к снасти и докармливаю точку пятью кормушками с большим количеством кукурузы и опарыша, после чего забрасываю снасть.

Ожидание поклевки на сей раз затянулось, и меня стали посещать самые разные мысли. Мысли о том, что подходит к концу сезон, что далеко не все, что хотелось бы реализовать, получилось, вспомнились основные победы на рыбацком фронте, а также наиболее яркие пролеты. Когда смотришь на низкое осеннее небо и провожаешь взглядом проплывающие тучи, возникновение подобных мыслей уже кажется чем-то вполне обыденным и не вызывающим удивления.

Вывел меня из комы и помог вернуться в реальный мир очередной отстрел вершинки. Подсекать не пришлось: засекшаяся об кормушку рыба пошла вниз по течению, потянув за собой оснастку и заставив меня изрядно поволноваться. Ниже по течению лежит поваленное дерево, которое, скорее всего, и было целью рыбы. Моей же задачей стало удержание леща от подобного опрометчивого поступка. Сделать это весьма непросто: даже некрупный килограммовый лещ , пользуясь силой течения в своих интересах, становится самым настоящим парусом, удержать который весьма и весьма непросто.


Случилось так и на этот раз: рыба вынудила меня спрыгнуть обрыва на самую кромку и вытянуть вперед руку с удилищем для того, чтобы избежать обрыва поводка. И мне удалось: постояв какое-то время в одной точке, рыба развернулась и пошла в противоположную сторону, к центру реки. Одновременно с этим сопротивление стало стихать, и вместо активных метаний из стороны в сторону лещ давил тяжестью, изредка толкаясь - кивая головой в надежде избавиться от крючка. Вот уже и берег: на поверхности воды показалась кормушка, затем поводок и следом за ним красивый бронзовобокий лещ, который тут же отправился в подсак. Победа!


Следующие два часа прошли под знаком мелочи. Несмотря на то, что осенью к полудню, как правило, активизируется рыбка покрупнее, на нашей рыбалке этого не произошло: лишь ладошечные плотвички и густерки регулярно теребили не только мотыля и опарыша, но даже и кукурузу. Подсечь удавалось далеко не каждую рыбу, а размер ее, мягко говоря, не радовал, поэтому было нужно что-то делать.

Только вот что? Попробовать осуществить массированный докорм с большим количеством кукурузы и опарыша? Почему бы и нет, на часах обеденное время, а значит ловить нам осталось всего пару-тройку часов (хотелось выехать до темноты). Сказано – сделано: следующие сорок минут уходит на то, чтобы отправить в точку ловли не менее одного килограмма прикормки. Ну, а поскольку активная работа со снастью после подобной «ковровой бомбардировки» не требуется, можно подождать поклевку и подольше.


Первые полчаса после докорма на точке хозяйничала мелочь: все те же плотвички и густерки не давали покоя. Затем, как это обычно и бывает, происходит провал: словно по взмаху волшебной палочки, поклевки прекращаются. Щемящее чувство надежды на то, что пришел лещ, подтверждается: дерг, дерг и затем вууууух – уверенный загиб вершинки заставляет вздрагивать сердце. Коротенькая подсечка – есть! Опять те же приятные толчки и заставляющая потрудиться тяжесть. Аккуратно, отвоевываю у рыбы метр за метром шнура, в ответ на что та забирает понемногу шнур с катушки, заставляя фрикцион потрескивать. Перетягивание каната, впрочем, продолжается недолго – уже спустя полминуты рыба отправляется в подсачек.

Подошедшая рыба, как оказалась, была единичной: последующие забросы поклевок не приносили. Где-то спустя полчаса, после того, как добавил в прикормку большое количество сухой лещовой ароматики, получаю уверенную поклевку, однако не протаскиваю рыбу и на метр, как происходит обрыв крючка. Прямо на точке!

На дальнейшей рыбалке, как мне тогда показалось, можно было ставить крест. «Сначала не клевало, а потом совсем перестало» - рыбацкая шутка, как раз подходящая к данной ситуации. Убедился я в этом достаточно быстро: ни добавление ароматики, ни смена наживки не приносили долгожданной поклевки.

Поупиравшись еще с час, было решено начинать сборы. Погода в тот момент начинала окончательно портиться: из низких туч начал накрапывать холодный осенний дождь. Кресло, обвес, ведра – вроде все отправилось в багажник. Последние, традиционно, должна была стать снасть: «а вдруг» ведь никто не отменял! И это случилось! Замешкавшись у машины, краем глаза наблюдаю удилище, пытающееся «улететь» со стойки под уверенными рывками рыбы. В три гигантских прыжка подскакиваю к снасти – есть! Начинаю вываживать леща (а это, без сомнения, был он) уверенно и, даже можно сказать, нагло – если сойдет - то сойдет. Однако сдался лещик на удивление быстро : уже спустя десяток секунд рыба оказывается на берегу.


Дорога домой на этот раз заняла больше времени, чем обычно. Сказывалось все – и депрессивная погода, и общая усталость организма, и необходимость пересадки и перегрузки снастей. Однако эмоции от отличной рыбалки перекрывали все эти минусы: когда еще отловишься так хорошо в предзимье! Я еще вернусь!



671
4
0

Комментарии  4

61505ebca94cbc76290f5790.jpg
Я вот тоже замечал это западло. Хоть одна рыбалка в сезоне, но все же пройдет под девизом "что такое не везет и как с ним бороться" ))) Вроде все как всегда, вроде и рыбу нашел и все пучком, но откуда то эти долбаные сходы и непонятки. Нептун с нами играет, Алекс, что не зазнавались )))
Это точно))) Но удовольствие-то при любом раскладе получим, потому рыба - это просто приятное дополнение)
Хороший выезд, наверняка крайний один из крайних перед ледоставом. Грех было не использовать и такую шикарную погоду в конце осени.) Лещики и правда, упитанные, поздравляю!
Один из крайних) Но не крайний, это точно)