Ловля судака зимой. Часть 2 (анимация приманок)
В первой части я немного коснулся вопроса анимации приманок при ловле судака. Без правильной игры приманки все наши поиски и ловля клыкастого сведутся к нулю. Поэтому в этой части мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы проводок с анимацией разными видами блесен, и не только. Начнем от самого простого, найдем секрет в простоте, а далее по порядку.
Судаковая мормышка
На самом деле, мормышек, на которые клюет судак великое множество, это и китайский отряд фосфорных мормышек («личинка», «дельфинчик», «кобра»…их тьма, поэтому буду касаться тех названий, на которые ловил и ловлю лично), и самоделки под названиями «клык», «балда», «дробинка», и т.д. Можно перечислять на пол страницы, но суть не в названии, а в анимации.
Классическая анимация мормышки это небольшие покачивания кивком. Мормышка отрывается от дна и начинается медленный её подъем вверх на расстояние до 1 метра, при этом на всем протяжении подъема сохраняется плавная стабильная не очень размашистая игра кивком. За одно движение кивка ввех-вниз, удильник поднимается относительно горизонта примерно на 2-3 см. В верхней точки проводки делается пауза в 2-4 секунды, если поклевки не последовало, то удильник резко опускается вниз, мормышка падает на дно и проводка повторяется. Остановка кивка в момент проводки или сбой в игре – это поклевка. Обратив внимание, на какой высоте была поклевка, можно уменьшить высоту проводки, поднимая удильник чуть выше места прошлого удара, подольше задерживая мормышку в самой верхней точке,при этом сохраняя мягкие покачивания. Это классика.
Теперь давайте рассмотрим некоторые хитрости и способы комбинирования. Когда хищник активный, он хорошо передвигается по водоему и сам найдет вашу мормышку. А когда он сыт или вял, затаился на самом дне и шевелиться не хочет, как быть?
Спровоцировать судака на атаку активной игрой мормышки вряд ли удастся, если только не вышло так, что вы пробурили лунку и попали мормышкой под нос клыкастому. В этом случае он скорей всего её схватит, но это будет одна поклевка, остальные особи будут стоять вблизи, но не будут реагировать. На помощь придет течение реки! А именно… нужно уменьшить вес мормышки так , чтоб её потихоньку тащило по дну, при этом проводка будет выглядеть таким образом- дождавшись момента когда мормышка замерла на дне (её тащить перестало), нужно сделать описанную выше проводку примерно на высоту 30-40см. и не отпуская удильника, вытравить с катушки 20-30-50 см лески (зависит от того на сколько сильно катит мормышку). После этих манипуляций положить удильник на лед или подставку и наблюдать за кивком.
Обычно после анимации мормышку сносит еще дальше от лунки, а свободная леска дает ей возможность перемещаться по дну без проблем, если ниже по течению стоит судак и мормышка окажется на расстоянии броска, то он схватит её в момент, когда напряжение кивка остановит движение мормышки.
Очень эффективная проводка. При правильно подобранном весе иной раз мормышка оказывается на 3-5, а то и 7 метров от лунки. Здесь мы скомбинировали вертикальное движение мормышки с её перекатыванием по дну. Только не нужно забывать, что излишне легкий вес мормышки приведет к тому, что она запарусит в толще воды и «ступеньки» не получится.
Второй способ комбинирования сводится к тому, что бурится 2 лунки, в одну их которых опускается мормышка, в другую блесна с активной размашистой игрой. Мормышка немного стравливается по течению и не трогается. Дальше анимация выполняется второй удочкой, если хищник активен и жрет, то блесна сработает, а вот если судак малоактивен, то резкие движения блесны его насторожат, хотя к лунке он наверняка подойдет. После нескольких минут (3-5) анимации блесной, ложем её на дно и мягким движением отрываем мормышку от дна, буквально на 5-10см… и тут же снова ложем её, стравив см. 15 лески. Внимательней, удар может последовать в любой момент, даже в тот, когда вы забыли про мормышку, махая блесной!
Научившись выше написанным проводкам, у вас появится куча комбинаций и с уменьшением веса блесны в тандеме с мормышкой, и со «ступенькой» против тяги получится… Главное понять, что да как. А сейчас пойдем дальше.
Планирующие блесна с размашистой игрой
Рассмотрим анимацию данного вида приманок для отвесного блеснения на примере блесны Литл Клео.
Вообще стандартная анимация любой блесны это её подъем от дна на 30-40 см., затем фиксация удильника по высоте, резкий кистевой взмах и тут же возвращение удильника в исходное положение, пауза, и все сначала. В это время блесна подлетает и затем возвращается в исходную точку, свободно падая в толще воды. При этом в зависимости от вида блесны она совершает разные движения. Это могут быть колебания из стороны в сторону, «рыскание», отклонение от лунки в момент падения и возвращение под нее в момент, когда удильник находится в покое и другие виды игры. Но вернемся к колеблющимся блеснам. Им резкий подброс противопоказан, так как в этом случае получается вот так-
Так же небольшой плавный подъем вверх стабильных результатов не даст. Самым оптимальным типом проводки будет плавный подъем блесны от точки фиксации (которая у нас 30-40 см от дна) на 40-50 см, со спокойным сбросом удильника в исходное положение. При этом блесна плавно поднимется, совершая колебательные движения, и еще плавней опустится, совершая размашистые движения и удаляясь от лунки. Во время паузы, которая должна составлять не меньше чем 10 секунд, леска заставит вернуться блесну в вертикальное положение и подойти под лунку. Иногда, как ни странно, ЛК работает и на мягком высокоамплитудном мормышении с подъемом и свободным сбросом.
Использование такого вида блесен на больших течениях не целесообразно, хотя бы потому, что в виду большой парусности их очень трудно достать назад в лунку, так как течение их прибивает ко льду и крючки цепляются за край лунки.
Пилькерные блесна
Рассмотрим на примере Лаки Джон
Здесь все просто! Анимация может быть любой, от резких коротких подбросов (см 10 от точки фиксации) с паузой в 6 секунд, до размашистых подбросов на метровую высоту с паузами 10-15 секунд с последующим сбросом к самому дну и мягким мормышением около него. При высоких подбросах блесна ложится на течение и сыплет, падая ко дну.
Единственное хотелось бы отметить Шведского прыща,
который лучше всего работает на высокоамплитудном мягком подъеме и долгой паузе в верхней точке с покачиванием. После чего делается резкий сброс практически до на и блесна медленно поднимается на высоту до уровня глаз без каких либо колебательных движений. Часто удар происходит во время подъема, либо в момент остановки блесны в верхней точки. Если поклевки не последовало, то начинаем все сначала.
При использовании всяких скандинавских ромбов с цепочками, надо понимать, что игры как таковой у этих блесен не больше чем у обычного гвоздя, вся фишка в свободно болтающейся на течении насадке, поэтому анимация таких блесен сродни мормышению и заострять на них внимание мы не будет. Скажу честно, у меня они ловят в основном берша, и в основном со дна.
Ах, да чуть не забыл китайская «лыжа».
Очень долго валялась у меня эта блесна без дела, как только я ей не махал и что только не делал. Казалась бы и заморачиваться не стоит, но вопрос в том, что у других то она работала, и прекрасно работала, сам видел. В итоге в один из совершенно пролетных дней, я подсадил два небольших кусочка тюльки на тройник и стал выполнять анимацию от самого дна с небольшой амплитудой, быстро потряхивая удильник. На середине проводки четкий удар! Достал рыбу и вновь делаю так же, чуть увеличив амплитуду (см на 10 наверно кивок отклонялся от горизонтали, при этом подъем оставался плавным) и пошли поклевки практически на каждой проводке. Как все стихало, несколько минут делал обычные подбросы, затем вновь переходил на эту лихорадочную трясучку. И это приносило результаты.
Не знаю к чему отнести эту самодельную кобру-одностволку
Лучше всего зарекомендовала она себя на глубинах с 8 до 12 метров. При этом прекрасно работала с подсадкой именно хвостика тюльки. И хвостик это должен был быть насажен по позвоночнику, а плавник находится у жала. При других вариантах насадки игра напрочь сбивалась. Блесна при средне быстром высокоамплитудном мормышении ныряет, отклоняясь от вертикали, а при резких высоких подбросах сыплет переваливаясь с боку на бок. Лучшей же анимацией, на мой взгляд, остается короткий резкий подброс с паузой в 4-6 секунд. Обычно атака происходит во время паузы.
Анимация мормоблеса
Название данной приманки, говорит само за себя. Некие умельцы попытались объединить в одной приманки возможности мормышки и блесны. К слову сказать, получилось у них прекрасно, за что им большое спасибо! В некоторых регионах подобные приманки можно встретить под названием - «нырок».
Играть данной приманкой можно любым из выше перечисленных способов, разве что во избежание перехлестов не следует применять резкие подбросы.
При мягких, среднеамплитудных покачиваниях (см. 5-7) мормоблес «рыскает» из стороны в сторону, как бы подныривая под воображаемое препятствие.(отсюда и другое название) При высоких подбросах, он отклоняется от вертикали на достаточно приличное расстояние.
Анимация балансира
Игру балансира надо подбирать по месту и активности рыбы. Она так же может быть абсолютно разной. Иногда достаточно простого мормышения балансиром у дна с длинными паузами, а иногда нужны достаточно высокие подбросы, чтоб балансир показал всю, присущую только ему красоту игры, выписывая восьмерки подо льдом. При этом паузы после подбросов должны быть большими от 8 секунд, до 20-25.(зависит от глубины лова, формы балансира и диаметра лески)
Зимой нередки моменты, когда судак стоит высоко от дна. Это расстояние иной раз достигает 1.5-2 метра. Вот в такие-то моменты можно сделать так: Рыболов встает в полный рост. Рука с удильником находится в крайнем нижнем положении, при этом балансир находится выше дна см на 30. Рука поднимается максимально вверх, делается несколько плавных кистевых покачиваний, остановка, и резкий сброс удильника на 20-25 см,( рука в логте сгибается до 90%) затем пауза 5-10 секунд, несколько покачиваний и , вновь сброс на такое же расстояние… Далее опять пауза, покачивание, и сброс… Так пока рука не окажется в самом нижнем положении, и опять несколько покачиваний. Периодически нужно наклонятся ниже, чтоб стукнуть балансиром об дно. Важно!!! Балансир должен быть тяжелым и не волочится при опускании на дно.
Ну вот пожалуй и всё. Основные моменты рассмотрены, дальше каждый сможет разобраться сам, а возможно и открыть что-то другое для себя. В этой публикации описаны только мои наблюдения и виды анимаций. Блесны в моих руках работают. Кто-то может не согласиться с тем или иным способом, но повторюсь, все описанные способы применительно к тем приманкам что здесь обозначены, и у меня работают. Хотя это не панацея, а лишь возможные варианты использования блесен в условиях среднего и быстрого течения.
НЧНХ
Комментарии 5