Ловля болонской удочкой

4 способа "убить" безынерционную катушку

6402
8
0

Современная промышленность подарила рыболовам все, что нужно для комфортной рыбалки. Современные технологии, перекочевавшие зачастую из высокотехнологичных отраслей промышленности, добавляют уверенности в снастях и заставляют рыболова действовать необдуманно. В результате существенно возрастает риск поломки. Особенно подвержены выходу из строя наши любимые безынерционные катушки. Не следует забывать, что катушка – это единственный механический элемент снасти, имеющий довольно сложную конструкцию и на «долю» которого выпадают огромные нагрузки не только во время вываживания рыбы, а и во время простого выматывания тяжелой кормушки либо воблера. Следует помнить, что безынерционная катушка – не лебедка, с которой можно буксировать коряги к берегу на крейсерской скорости без помощи удилища! Если какая – нибудь карповая либо серфовая катушка и выдержит подобное обращение, то «здоровья» у нее отнимется немало. Чего уж говорить о небольших спиннинговых катушках с изящным механизмом, который может не выдержать и одной такой «буксировки».

Цель, которая ставилась перед написанием данной статьи, достаточно проста – объединить воедино опыт всех моих знакомых и описать типичные ситуации, приводящие к поломке безынерционной катушки. Итак, поехали!

1.Песок, вода и несвоевременное ТО

Я знаю достаточное количество рыболовов, которые относятся к своим катушкам, мягко говоря, пренебрежительно. Падения, погружения в воду, соседство с песком, грязью – все это воспринимается ими как вполне естественные вещи. В результате даже после нескольких рыбалок катушка начинает шипеть-хрипеть-трещать, на главной паре шестерен и остальном механизме образуется выработка, приводящая к заклиниванию катушки и выходу ее из строя. Вопрос «А к двигателю своей машины вы также относитесь?» вызывал лишь недоуменные взгляды. Первое, что следует помнить – нельзя допускать воздействия агрессивной среды на механизм катушки! Нужно стараться по-максимуму уберечь ее от губительного воздействия влаги, грязи и в особенности песка. Если же удалось успешно утопить катушку либо уронить ее в песок, следует сделать внеплановое техобслуживание, отдать ее в соответствующую мастерскую (не стоит пытаться разобрать ее самим, как правило, после такой разборки остается много лишних деталей). Кроме того, нелишним будет ТО и для новых катушек – практика показала, что очень часто производители кладут в механизм недостаточное количество смазки, сознательно убивая механизм катушки.

2.Катушка – не лебедка!

Очень часто приходится наблюдать, как рыболовы вываживают крупную рыбу. Огромные глаза, удилище, задранное кверху, и интенсивная работа катушкой, словно он не рыбу вываживает, а пытается достать из болота джип. Так и хочется спросить «И надолго тебе хватит катушки?». Понятно, азарт, все дела, но не следует забывать, что можно существенно продлить жизнь катушке, перекладывая значительную часть нагрузки на удилище, выкачивая рыбу с его помощью. Катушка должна использоваться лишь для выматывания образовавшейся слабины лески.

Отдельный разговор – попытки рыболова освободить приманку от зацепа. В этот момент он не думает, что, спасая 5 долларов, он рискует «попасть» на 100-200. Именно столько будет стоить новая безынерционная катушка, которую рыболов купит взамен сломанной. Также очень часто приходится наблюдать, как , жалея спиннинг, рыболов располагает его параллельно воде и тянет леску на себя, перекладывая всю нагрузку на механизм катушки. А ведь подобные нагрузки в большинстве своем означают верную смерть для механизма главной пары – деформация мягких сплавов неизбежна и неизлечима!

Для того чтобы освободиться от крепкого зацепа, лучше всего использовать деревянную палку, на которую наматывается леска либо шнур. С ее помощи рыболов совершает рывки, пытаясь освободить приманку. Кроме того, не следует забывать про такую волшебную штуку, как отцеп. С ее помощью можно освободиться от самого «мертвого» зацепа.

3.Транспортировка, хранение и «кривые» руки.

Абсолютное большинство рыболовов не обременяют себя вопросами хранения и транспортировки катушки. Одни рыболовы просто не снимают ее с удилища, у других она «ездит» в рюкзаке, вместе с другим рыбацким «барахлом». Шпуля находится в постоянном контакте с металлическими предметами, отчего на буртике образуются выбоины, повреждающие наш шнур и приводящие в негодность уже через 3-5 рыбалок. Где-то ударили, где-то прижали, где-то уронили – и в результате поломка катушки. Рыболов недоумевает «как поломка? Я же был с нею аккуратен…» Во время ловли, но не во время транспортировки!

Для того, чтобы не отправить свою любимую катушку в мир иной раньше времени, следует применять специальные мягкие сумки для хранения и транспортировки. В них катушки не боятся ни ударов, ни падений. Этим вы здорово продлите жизнь своей «любимице».

4.Какая разница, какая катушка, или «каждому овощу - свое время!»

Производитель не зря пишет рекомендуемые максимальные нагрузки для той либо иной катушки. Однако что нам до японцев или немцев, мы же умнее! Для ловли тяжелым фидером на реке нормально подойдет и 2500 матчевая катушка, чтобы мотать было быстрее! Пробовал ловить – все вроде нормально. До поры-до времени! Критические нагрузки, которые испытывает механизм катушки, в 99% случаев несовместимы с жизнью – уже через пару-тройку рыбалок катушка начинает шипеть, трещать и выходит из строя. Вот ведь незадача!

Противостоять этому достаточно просто. Нужно использовать ту катушку, которая подойдет для конкретного способа ловли наилучшим образом. По советам бывалых рыболовов, даже для лайтовой фидерной ловли не следует применять катушки размером меньше 3000. Размер главной пары шестерен у них минимальный ,а размер и шаг зубьев – миниатюрные. Что сделает с ними тяжелая кормушка – представить нетрудно. А еще если очень «повезет» и на снасть усядется трофей – пиши пропало, одно бурное вываживание может поставить «крест» на механизме. Соотносить нагрузки и размер применяемой катушки – вот что главное. На всех моих фидерных удилищах расположились 4000 катушки, а класс «хэви» и вовсе перекрыт карповыми катушками небольших размеров – 5000-5500. Именно по этой причине я не испытываю никакого дискомфорта во время ловли и одинаково хорошо выматываю и 50, и 150 граммовую кормушку. Впрочем, касается это не только фидера – тяжелый спиннинг, объемные воблеры, джерк-бэйты также делают свое черное дело.

«Вот удивил!» - скажете вы. А ведь, даже и зная, все равно большинство рыболовов попросту игнорирует данные правила, делает по-своему. В результате на свет рождаются байки, навроде «Дешевая дайва – ерунда, ломается» либо «Шимано – ненадежные катушки». Все катушки будут служить верой и правдой только в том случае, если правильно их эксплуатировать, делать своевременное ТО и не подвергать предельным нагрузкам. Ни хвоста, ни чешуи!

6402
8
0

Комментарии  8

5ae0815dd28c14769f7a2b7d.jpg
Не все так, вот свою катуху топил за этот год раза три, и ни чего с ней не стало... в межсезонье обслужу и дальше буду пользоваться. И разбирать... ни чего сложного нет, пары главное пометить и ковыряй сколько влезет, в обгонную муфту правда рукож..пым не советую лезть.
62ef6a8fea8e3e885bb4ace6.jpg
Ну как тебе сказать...Ты топил и ничего, а другой искупает в грязной водичке и будет дальше юзать, не обслуживая...По поводу разборки - естественно, снять крышку в переднефрикционной ничего сложного...А вот попробуй разбери полностью, до последнего винтика катушку с бэйтраннером либо с флажком...
5ae0815dd28c14769f7a2b7d.jpg
Разберу и соберу... эт для меня не проблема. Более сложные механизмы разбираю. Обслуживаю катухи только в межсезонье, вода не критична при условии что катушка была хорошо смазана и если катуху просушить, а вот если песок попал то некомфортно.... И скрипит, и шумит, тогда полностью промываю в керосине с просушкой и продувом, затем все хорошо смазываю и вперед. Да вообще я не бережно отношусь к катухам, часто применяю силовое вываживание ни че работают как то...
62ef6a8fea8e3e885bb4ace6.jpg
Слушай, а можешь мне привести пример разборки заднефрикционника с флажковым тормозом (к примеру, Shimano Exage 4000RB-RC? Никак не могу понять откуда начинать и как снять сам флажок с фрикционом. Вроде должна быть фиксирующая гайка, но там все монолитно...
5337acc7749d8d25464c7b34.jpg
Вот это тебе не поможет разобраться - http://trk-tura.ru/forum/viewtopic.php?f=48&t=...">http://trk-tura.ru/forum/viewtopic.php?f=48&t=..." rel="nofollow">http://trk-tura.ru/forum/viewtopic.php?f=48&t=...">http://trk-tura.ru/forum/viewtopic.php?f=48&t=... правда я не совсем понимаю про какой монолит идет речь?

Николай, ау!!!
543c17fb749d8d3cef03c550.jpg
Первыми катушками у меня были 2 Кобры на донках. "Насиловал" их по полной. Под водой они правда не были, но на песочек видели. В конце сезона 1 катуха стала борохлить. По окончании, решил разобрать и почистить их. Почитал статьи в инете. Полностью разобрал, в бензине детали почистил, смазкой обработал и алга. Правда 2-я катушка осталась на запчасти, т.к. дешёвый металл дал о себе знать и леска не наматывалась на шпулю (прокручивала).

С покупкой фидеров приобрёл соответствующие им катухи (известные, бюджетные и надёжные). Под воду они не ныряли, но хорошие дожди видели, да и в песок бывало падали. При необходимости, в течение сезона, поверхностную чистку делал от сора. Также протирал лесоукладыватель и его ролик. После зелёнки, как наждачка были. По окончании сезона обрабатывал жидкой смазкой, но внутрь не лез. Уж больно много там разных деталей, да и необходимости не было.

Касательно зацепов (а как без них то), то нагрузка основная у меня шла на катуха. А вот после прочитанного, теперь задумался. Нет, конечно бывало, глухие зацепы тянул за плетню (одевал перчатки иначе никак). А так конечно нагружал катуху. Теперь буду знать, как обращаться.
544554d7749d8d18c90e7dcf.jpg
а у меня до сих пор из 8 катушек 4 - СурфМастер, остались со времен когда только начинал. Служат 2 года. Не обслуживаю. Сломаются - куплю нормальные.
543c17fb749d8d3cef03c550.jpg
Забыл добавить, что катушку прячу в отдельный плотный пакет с дип-локом. Перевожу в рюкзаке. Вроде без косяков. Все живые.