Я мастер!

Замена транца лодки ПВХ в домашних условиях.

12047
10
1

После трех сезонов эксплуатации на моей ПВХашке "Хантер 290" стал заметно мокнуть транец. Вскрытие показало, что была некачественная проклейка и "влагостойкая" фанера с одного угла превратилась в труху. В сервисе озвучили цену - "до 12 тыс" - и было принято решение менять самому.

Да и материалов на такой ремонт набегало в сумме значительно меньше чем на 12 тыс. В том числе - 1000 р. ушло на лист фанеры 18 мм 1,5 на 1,5 метра, причем осталось больше половины; клей обошелся в 230р за 700 граммовую банку; 2-3 кв. метра ПВХ тентовой ткани из фирмы по пошиву автотентов; кисточку, бутылку ацетона.

Браться за ремонт было страшновато - "а вдруг не получится" )) Но, - не Боги горшки обжигают!

Первым делом с транца снято (отвинчено, отодрано) все, что было привинчено и прибито - накладки, бруски, таблички. Осталась только фанера и ПВХ ткань. Приклеенное снаружи дно местами уже отклеилось, и во время плавания лодки, внутрь беспрепятственно поступала вода.

Фото 1.

Во время отклеивания старого транца выяснилось, что фанера сильно пропиталась водой, поэтому приклеенная ПВХ ткань от нее отдиралась довольно легко, хотя и с усилием, но не требуя нагрева феном. Ткань отходила немного "с мясом", поэтому потом потребовалось шкуркой отчистить слой клея с вкраплениями волокон дерева.

Толщина транца на моей лодке - 18 мм., но прежде чем покупать фанеру для своей лодки, обязательно измерьте этот параметр.

Тем временем... работа идет дальше.

Переворачиваем лодку дном вверх и начинаем разбирать ее. Отклеив дно изнутри и снаружи от транца, с помощью фена хорошо прогреваем, а затем разбираем резиновые швы, заходящие на баллоны. Это надо делать аккуратно, чтобы не повредить швы между ПВХ и держателями транца.

Вверх транец вынуть не удалось, даже спустив лодку. Имейте ввиду что ТРАНЕЦ ВЫНИМАЕТСЯ ВНИЗ, в сторону дна. Полукруглые вырезы на нем - несимметричны.

После разборки - вымываем песок и остатки всевозможной трухи - этого "добра" там много... Места, где остался клей со следами шпона от фанеры обрабатываем шкуркой, хорошо что это не на баллонах - с ними как можно аккуратнее. Заплатку-то наложить можно, но в многослойном шве это будет некрасиво смотреться.

Вот что показало вскрытие -

Фото 2.

Фото 3. (обратите внимание на форму транца и станет понятно почему вытаскивать его нужно только вниз)

По нижнему торцу он сгнил в труху на 0,5-1 см, так что ровный край вывести было нереально - и за 2-3 недели сушки он все равно казался не до конца высохшим.

Был куплен лист фанеры, родной транец послужил шаблоном и заготовка с помощью электролобзика были сделана.

Фото 4.

Также была обновлена вставка и покрыта палубным лаком

Да, еще - нижний торец транца должен быть не под 90 градусов - в баллоны он же вклеен не вертикально! Это конечно не смертельно, но желательно учесть.

Далее, были долгие раздумья - как сделать транец. Делать "как было" - голую фанеру без пропитки - ну совсем не хотелось. Учитывая, что ПВХ ткань на нижнем торце транца уже была протерта и местами пробита до самой фанеры, такой ремонт был бы недолговечен. Значит, надо чем-то пропитывать. Вопрос чем? Лучше всего палубным лаком - но как к ней потом клеить дно?

Почитав в интернете кучу статей, как обклеить транец. Было принято решение сделать сложнее, но надежнее. То, что вода рано или поздно попадет на фанеру - это неизбежно, значит.... весь транец я пропитал палубным лаком (4 раза), но это означало что ПВХ к нему уже не приклеится.

Фото 5 (транец и накладка)

Примерка

Для приклейки я решил обклеить транец полностью, со всех сторон. Ткань нашлась в фирме, делающей автотенты на КАМАЗы и прочие фуры, и хотя у них обороты ткани (в кв.м.), ткань они продают от метра. Тентовая ПВХ плотностью 650 г\м (кажется, Унисол) отлично подходит для ремонта лодки. Так как транец был 18мм, а стал 18 мм + 2 слоя ПВХ (плоскости) плюс 2 слоя (загиб с торца) - были опасения, что в держатель транец влезет с трудом. Поэтому торецы были заклеены тонкой прозрачной серебристой ПВХ - влезло в держатель отлично.

Фото 6.

Получилось, что: 1. фанера уже закрыта от повреждений (царапин, вмятин, сколов от ноги мотора) 2. она же - пропитана палубным лаком, т.е. даже при попадании воды не будет гнить 3. приклеится даже лучше, чем просто фанера, пропитанная клеем (как было на новой) 4. ну и просто красиво получилось

Рабочая температура строительного фена

Пользуясь моментом, решил слани для лодки привести так же в порядок. Очистив от мусора и обезжирив.

Окончательный вид транца.

Дальше было все просто, приятно и удобно. Главное не перепутать внутреннюю и внешнюю стороны транца - нижний торец не под 90 градусов!

Вставил транец в держатели - обвел границы, для нанесения клея, чтоб промазать без лишних "соплей". Приклеил сначала верхнюю защитную полосу, затем ....

{Технология клейки ПВХ такова, что после нанесения клей надо высушить 10-15 минут, затем нагреть феном до 80-100 градусов и приложить к 2 склеиваемой детали. Затем с усилием прикатать} В держатели так вклеивать очень сложно - нагретый клей схватывается почти намертво - а 2-компонентный так и без "почти". Я клеил 1-компонентным, потому что после 2-компонентного ремонт невозможен. В следующий раз если что-то надо будет делать, то - только резать.

Пришлось немного изменить технологию, чтоб можно было все тщательно подогнать по месту. После нанесения клея и 15 минутной выдержки (для подсыхания), транец был вставлен в держатели, выровнен и зафиксирован - и только потом я начал греть феном детали. Оказалось очень простым отгибать край держателя и дуть туда феном ))) Насчет прилипания беспокоиться не приходится - это же ПВХ и ПВХ, а не ПВХ-дерево, липнет что надо.

Так, осталось приклеить дно снаружи, дно изнутри. Здесь всё просто (складка на дне явно показывает как клеить, но все равно лодку надо обязательно накачать); Проклеить внутренние уголки сложнее, но выполнимо.

Так как дно в районе транца на лодке было протерто и заклеено заплаткой, накладываю усиление - тут-то и помогает то, что тентовая ткань всего 650 г/м, а не как лодка - 1100. Тонкая ткань хорошо тянется при нагреве феном и позволяет убирать складки.Разрезы, впрочем, на совсем уж криволинейных поверхностях приходится делать - зато все полотнище сделано одним слоем. (На фото).

Некрасивые места с разрезами я заклеил сверху, но финальных фото не сделал.

На всё - про всё ушло порядка 8 часов. Клей использовал УР-600, очень понравился. Не забывайте хорошо очищать и обязательно обезжиривать любые склеиваемые поверхности, а после склеивания хорошо прижимать друг к другу материалы и тогда всё получится.

12047
10
1

Комментарии  10

5a144744d28c1454753e2a5c.jpg
Браво,конечно.Руки на месте.Это что за качество лодки 3 сезона и капец транцу.Дерьмо а не лодки.
59994a9cd28c141bbcc4e010.jpg
Дерьмо а не лодки.
Согласен... Но мне кажется дело в том, что mug дно прошеркал на транце, а вода свое дело знает.
59d5ed99d28c144f28c8b609.jpg
Да, печалька. Получилось в итоге хорошо, но за 3 года. Качество теперь явно не в моде. Валяется во дворе кусок строительной фанеры уже лет 10. Дождь, снег, а ему не по чем. Почему транцы из такой не делают?
5aad41f6d28c146741f4c09b.jpg
ТС, вы выбрали обычную фанеру, а родная бакелитовая, чем руководствовались?
61505ebca94cbc76290f5790.jpg
а родная бакелитовая
Не, это далеко не бакелитовая, судя по фото и время гниения. Александр 81 выше говорит как раз о бакелитовой фанере, ее для бетона используют. Она реально вечная.
5d0548ead28c1470e3b1497d.jpg
После таких ремонтов я бы перестал бродни привязывать к ремню. Парни, раз в 40 использований меняйте лодку.
5bdef969d28c1420ac352d48.jpg
Парни, раз в 40 использований меняйте лодку.
Ты че миллионер что -ли? Я за сезон 40 раз выезжаю, что каждый сезон новую лодку брать?
Парни, раз в 40 использований меняйте лодку.

Ты че миллионер что -ли?
Нет, он очередной профессор )))
5d0548ead28c1470e3b1497d.jpg
Очень хорошо плаваю. Неужели после спада воды а курьях не видел сапоги в тине?
Неужели после спада воды а курьях не видел сапоги в тине?
При чем тут твои сапоги и ремонт транца?