Проблемы блеснения. Почему уловистые зимние блесны не ловят судака?
Рыболовы - это отдельная часть нашего общества со своей субкультурой, традициями и даже предрассудками. Занятие любымым делом часто стирают такие грани, как: достаток, положение в обществе, должности, звания, и.тд. На рыбалке, как в бани- все равны! Люди общаются, делятся полученным опытом использования тех или иных девайсов, рекомендуют друг другу новые товары и, конечно же, хвастаются уловистыми приманками, но вот незадача – у одних эти приманки «ловят», а другие никак не могут разловить ту или иную модель «железа». Казалось бы, чего проще, купил то, что посоветовал хороший приятель, иди и лови, а н-нет. Сидят рядом два товарища с абсолютно одинаковыми приманками, один вытаскивает зачетных судаков или упитанных бершей… другой лишь разводит руками, оставаясь в недоумении… от чего и почему, все кончается на «у» (с).
Что не же может тут быть не так?
Основная причина сложившейся ситуации скорей всего заключается в неправильном подходе к сбору всей снасти целиком. Кивок, сечение лески, а в некоторых случаях и излишняя длина хлыста удильника могут напрочь «убить» игру даже самой топовой модели блесны. Отсюда по порядку.
Кивок.
Многие не придают должного значения этой части оснащения зимнего судакового удильника, ошибочно считая, что главная его задача - регистрировать поклевки, а остальное второстепено. Это отнють не так.
При анимации блесны, излишняя жесткость кивка, так же как и его «лапшеватость», приводит к сбою игры приманки в завершающей стадии падения. Для придания наиболее правдоподобной, стабильной анимации без резких скачков на мормышении и отбоев в руку необходимо подбирать жесткость кивка таким образом, чтоб она соответствовала весу используемой блесны.
Т.е. при работе блесны на мормышении, например, плавном медленном её покачивании на одном месте в толще воды, кивок должен вести себя как можно…- «мягче» что-ли, и работать таким образом, чтоб "железка" без особых усилий его прогибала вниз примерно на 30-40 градусов относительно горизонта, а при подбросах, на падении, кивок должен плавно гасить инерцию блесны.
Примерно так все должно выглядеть-
Излишняя жесткость кивка не позволит сделать плавное покачивание, да и во время падения, как -только леска кончится, блесна сделает паразитный скачек вверх, чем собъет свою игру в последней стадии: планирования, сыпания или отклонения от вертикальной оси (зависит от типа блесны). Практически такая же ситуация произойдет в случае со слишком мягким кивком.
Итак: если не получается придать удильником кивку стабильную, плавную игру, а в последней момент остановки приманки чувствуется явный отбой в руку, значит имеет место быть неправильный баланс кива с приманкой. Выходом из ситуации является увеличение или уменьшение длины кивка (если используются силиконовые кембрики и подобные им трубочки, это не проблема), либо замена кивка на подходящий под вес приманки. Отсюда вытекает еще одна немаловажная деталь: раз кивок подбирается под вес блесны, то и удильников желательно иметь несколько, потому как на разных водоемах и при разных силах течения приходиться использовать разные веса блесен, а постоянно менять кивок на морозе дело хлопотное.
Леска.
Жесткость и диаметр используемой лески так же является немаловажной деталью, влияющей на работу приманок. Особенно это касается легких блесен с активной размашистой игрой типа Литл Клео или Вильямсов.
Во время подброса, приманки такого типа «заводятся» неплохо, но в моменты падения, веса блесны может не хватить для того, чтоб протащить за собой «канат» ввиде лески сечением 0.35 и при этом еще сохранить свою игру. Соответственно, чем глубже будет место ловли, тем больше толстая леска будет мешать планированию или сыпанью блесны. Вообще, с блеснами любого типа и их весом до 10-12 грамм, желательно использовать мягкую леску с минимальной памятью, растяжимостью, и сечением небольше 0.25 см. Это поможет уменьшить сопротивление, действующие на блесну при игре на падении. Она будет двигаться более свободно, естественно, а в купе с правильным кивком получится примерно так: покачали на одном месте, подкинули-сбросили (плавность и высота подброса зависит от типа блесны), блесна пошла ко дну отклоняясь от вертикали той игрой, которая заложена её формой, в конечной стадии падения кивок нежно погасил ход блесны вниз, плавно её остановил на заданной блеснильщиком глубине и железка потихонечку пошла возвращаться под луну, медленно покачиваясь и затухая….БАХ! Удар! :))) А вот если будет отбой, то конечная стадия смажется. Блесна просто отскочит и встанет в вертикальное положение, чем с оо-че-нь большой вероятностью насторожит хищника.
Длина хлыста.
Эта составляющая снасти чаще всего влияет в такие моменты, когда требуется задать, например, какой-нибудь пилькерной блесне с крючком на цепочке небольшое покачивание в одном горизонте, да сделать это так, чтоб основная часть работы приходилась на движение тройника с тюлькой. Такая необходимость возникает тогда, когда судак с бершом уже полны икры плохо кормятся и мало передвигаются.
Анимация очень проста и заключается в стабильном плавном мормышении с подъемом блесны на длину цепочки. Вот только выполнить её с излишне длинным удильником не получается. Если удается добиться высоты подъема-отпускания относительно горизонта (амплитуда игры), то не всегда удается добиться нужной скорости анимации (частоты пакачиваний). Поэтому оптимальной длиной зимнего удильника для блеснения судака будет длина около 50 см, где 15 см приходиться на ручку, остальные 35 см. – на хлыст.
Вот так, собрав воедино существенные моменты и оснастив правильно удильник для блеснения, можно вступать в конкурентную борьбу с более опытным товарищем, который учел эти нюансы, но по какой - то причине не раскрыл вам недостатки в вашей снасти. Осталось спросить у него или подсмотреть правильную игру и, вперед за новыми трофеями.
НХНЧ!
Комментарии 5
У меня специфика ловли другая, но на балансир например в 7-12 грамм я сторожок из трубки ставлю только для смягчения падения балансира в толще воды, для сглаживания амплитуды качания.
"У меня специфика ловли другая, но на балансир например в 7-12 грамм я сторожок из трубки ставлю только для смягчения падения балансира в толще воды, для сглаживания амплитуды качания."
Совершенно верно, балансир должен как можно плавнее возвращаться в вертикаль, иначе хана игре. Кстати, у балансов тоже можно проводку делать с мормышением. Когда баланс поднимается на уровень глаз, резко скидывается на до груди (в райне солнечного сплетения)...остановка, потом мормышение около 10 секунд, затем сброс до бедра ...остановка на 5 секунд и снова плавное покачивание в одном горизонте, после чего остановка и мееедленный подъем на уровень глаз, где снова остановка...покачивание..дальше цикл замыкается.
Советую попробовать такую проводку с разными паузами, иной раз качаю в вершней точке до минуты, правда, при подсечке приходится подпрыгивать. :)