Как при ловле "мирной рыбы" отсечь мелочь.
Этот вопрос интересует каждого рыболова, проводящего свой досуг за ловлей мирной рыбы.
Практически всегда, будь то: фидер, поплавок, кольцо или зимняя ловля на мормышку, рыбалка начинается по одному сценарию: закормились, первой к «столу»» подошла мелочь и лишь затем, если рыболов все сделал верно, к прикормке начинает подтягиваться крупная рыба. Очень и очень редко удается сразу попасть на косяк, например, леща.
В этом году летом я много времени провел за наблюдением поведения сорожки, язя, окуня и леща в естественной среде обитания, где прозрачность воды и девственность природы позволяли видеть все, что происходит под лодкой и как ведет себя рыба в естественной среде обитания.
Постараюсь подробно изложить увиденное речное царство, в ходе рассказа останавливаясь на более значимых, по моему мнению, моментах поведения «бели».
Сразу надо отметить, что ни прозрачность воды, ни наличие лодки над рыбой, ни взмахи руками во время поклевок, существенного влияния на страхи даже крупных особей не оказывали. Природа тех мест действительно не пугана, рыбы просто тьма, пищевая конкуренция высокая, возможно, поэтому бояться ей особо «некогда» или незачем.
Итак, во время начала рыболовной сессии первыми под лодку уходили несколько шаров прикормочной смеси, которая состояла из 20-30% крупной фракции (перловка+пшено+горох в равных долях) и покупной мелкой базы от фирмы «Хелиос». (Все рыбалки были с одним и тем же составом, только с разными запахами). По мере падения шаров на глубину 3-4 метра они начинали разваливаться и «пылить», чем тут же привлекали мелочь. Вода просто пестрила от серебряных переливов мелкой сорожки и подлещика. Рыба даже не давала отпустить крючок до дна, хватая его на падении.
После взмаха рукой (во время подсечки) «серебряное облако» под нами исчезало примерно на пару минут, поднимая со дна муть от прикормки и унося микрочастицы запаха с собой. По истечении времени, мелочь вновь начинала собираться под нами. С каждым разом ее становилось все больше. Один косяк рыбы на своих чешуйках утаскивал частички корма, затем возвращался к месту, приводя по запаховому следу другую рыбу.
В моменты скопления я проверил одно из утверждений о том, что можно заставить мелкую рыбу не реагировать на насадку с помощью большого поплавка. Мол, рыба чувствует тяжесть поплавка, пару раз хватанет приманку, наколется и отойдет.
Поставил довольно крупную мормышку, насадил червя, и после отпускания мормышки в воду, намотал леску на палец, имитируя тяжелый поплавок. Нет! Рыба не отходит, верней сказать, под водой совсем всё по-другому, чем кажется, допустим, с берега.
Ни одна рыбка стоит и "долбит" вашего червя, а несколько! И происходит это настолько быстро, что ни о каком тяжелом поплавке или крючке не по размеру, речи идти точно не может. С десяток сеголеток обжирают червя за считанные секунды. Ни обращая никакого внимания на тяжесть мормышки, они таскают ее из стороны в сторону, отрывая кусочки. На пальце ли леска будет или она будет на поплавке, значения не имеет. Мелочь так не отсечь!
Примерно через десять, когда пятнадцать минут, начинала попадаться более крупная рыба, но мелочи вокруг все равно оставалось полно. Пришло время второго закорма, который мы производили без пыления во всех слоях воды. На самое дно отпускали кормушку «самосвал» и делали 3-4 сброса. От первых закормочных шаров на дне оставалась только перловка (может горох тоже был, но его плохо видно). Теперь картина под нами начинала меняться. Более крупная сорожка и подлещики грамм по 600-900, вытесняли мелочь в верхние горизонты воды, а сами занимали места у дна.
Косяк мелочи начинал медленно, но верно растекаться, образуя некую шапку над своими сильными собратьями. К «столу» пробирались лишь некоторые, но на крючок они уже практически не попадались. Могу предположить, что прямо под лодкой мелкая рыба, всё же, нас побаивалась, поэтому мормышка с червем спокойно проходила слой рыбы, а у дна ей не давала клевать «бель» покрупнее, которая охотно питалась как прикормкой, так и червем.
В какие-то моменты мелочь вовсе пропадала и вперемешку с хорошей, товарной плотвой да подлещиками, в зоне видимости появлялись довольно крупные подъязки, которые без церемоний атаковали наши крючки.
Временами, вообще вся рыба куда-то исчезала. Что происходило под водой, становилось понятно только тогда, когда из неоткуда, маленькую мормышку с червем атаковал околокилошный судак (вывести не удалось ни одного, не считая вот этого малыша)-
Последующие закормы мы продолжали кормушкой «самосвалом» и примерно через два часа к «столу» собирались только те, кому некрупный судак уже не страшен. Вместе с хорошей сорожкой, крутились подлещики
, лещи, язи, но мелочи уже не было. Крупных лещей (весом 2-3 кг) было мало и они с опаской к нам относились, держась самого края «стола». Лишь изредка эти увальни попадали в поле видимости, красуясь крупными формами.
Сценарий каждого дня был примерно одинаковым, сразу большую рыбу нам увидеть не удалось. Разве что…, кроме одного случая, когда мы днем закормили точку, а на закате вышли половить рыбки к ужину. Вот тогда на месте закорма нас ждал лещ, которого не ждали мы. Он как паутину врал леску диаметром 0,18 мм и, порвав семь удочек, мы довольствовались лишь четырьмя красавцами, из которых приготовили шикарное хе.
Все наши наблюдения свелись к тому, что только грамотная работа над точкой ловли отсекает мелочь и удерживает на ней крупную рыбу, другого варианта нет. Сама «бель» оттесняет более мелкую с кормового пятна, а не тяжелые поплавки, крупные крючки или большая насадка. В какие-то дни мы пробовали постоянно кидать прикормку с борта, как результат - больше пыления, дольше мелочь стоит под нами, следовательно, чаще попадается. Пробовали и наоборот. Кормили сразу « самосвалом» на дне. Тогда мелочи вокруг было в разы меньше, но и ожидание подхода крупной рыбы увеличивалось по времени почти вдвое. Так что, мелкая рыба однозначно способствует скорейшему подходу более крупной, а вот как удержать подошедший крупняк, чтоб он отогнал мелочь каждый решает сам. Ну и, конечно-же, надо иметь ввиду, что неправильный или слишком интенсивный запах прикормки оставить рыболова наедине с мелочевкой и кучей вопросов – почему так.
Последнее что следует отметить. Была пара рыбалок, когда рыба вообще не реагировала на нас, стояла некрупными косяками и не двигалась. Просто стоит и всё. Подойдешь, встанешь, она чуток переместиться, совсем не реагируя на прикормку и наживку. В эти моменты подносил червя к самому носу сорожки и подлещика, а она "бель" не реагирует, наоборот, отплывает от него. Что это было и с чем связано мы так и не поняли. Много времени на поиски решений не тратили, потому что друг каждый год с таким сталкивается и утверждает, что любые "телодвижения" бесполезны.
- "Рыба как будто спит, поехали окушка половим, с ним все в порядке"!
Да, и чуть не забыл. Во время активности "бели" происходит много, так называемых, "пустых поклевок". На самом деле это вовсе не поклевки. Скопившаяся на точке рыба часто задевает леску мордой, плавниками, хвостами, а мы с вами видим поклевку, которую нам передает сигнализатор, подсекаем..., пусто. "Холостые поклевки" распознать достаточно сложно, но чаще всего они выражаются в резких одиночных "тычках" или подкидах кивка, тогда как "правильная поклевка" - это некая серия более мягких "тычков", плавные подъемы кивка или резкий его загиб с самоподсечкой. Так же на основании этих наблюдений можно сделать вывод, что леску "бель" или не видит, или просто игнорирует, иначе она бы ее обходила.
Вот, пожалуй, и всё, что мне удалось подглядеть в естественной среде обитания рыбы в этом году. Мы с Братом не ихтиологи и все наши выводы являются лишь предположениями на основе увиденного собственными глазами. Так что воспринимать или нет данную информацию решать читателю, а пригодиться на практике...будем только рады.
НХНЧ!
Комментарии 11
А что безмотылка не собирала более крупную рыбу? Многие говорят что на безмотылку реагирует самая крупная рыба в стае.
Балтиец, тут бабка на двое сказала! Ты обратил внимание на один момент и упустил другие немаловажные.
1. Наблюдения проходили на чистейших водах и нетронутых людьми землях, где рыбы много разной. Там можно и нужно обходиться без помощи мелочи, а как в реалиях, допустим, средней Волги притащить на стол того же леща и сколько времени на это уйдет без вездесущей мелочи вопрос остается открытым.
2. Мелочь хороший помощник в распространении микрочастиц запаха.
3. При работе лишь в придонном слое мы теряем время и возможность стянуть рыбу с куда более обширной площади.
Конечно все моменты индивидуальны, но все - же держать в голове это стОит.
Лещ вообще чем-то напоминает стадо поросят - главное кормить стабильно, тогда никуда не уйдет.